Похоже, только ленивый не перепостил
Вообще текст удивителен и даже необычайно ровно удивителен.
Прямо сразу, с места в карьер — чудесный абзац. Сперва, как водится в любом блатняке, вспоминаем былые подвиги: «В конце восьмидесятых годов СССР вышел на третье место по производству среди станкостроительных мировых держав.» Казалось бы — остановись, мгновенье етс. Однако не тут-то было! Потом нам сообщают, что «Сокращали выпуск устаревших станков, но наращивали производство «автоматов».» А потом добивают «Существовала проблема с импортными системами ЧПУ. Но к 1991 году уже половина комплектующих для них были отечественными.» Тут как-то и вовсем все становится ясно, за счет чего было достигнуто то призовое место по количеству выпущенного. А вялое «Занимались робототехникой.» кроме грустной улыбки ничего не вызывает и становится даже как-то жалко журналиста, которому это все надо подать и продать.
Затем идет вопрос о способности той продукции станкостроителей конкурировать с чем-нибудь, на что следует замечательный ответ: «В парке металлообрабатывающего оборудования страны 94% было отечественное. Все промышленные товары, оружие, изделия для покорения космоса – лучшие в мире, выпускались на отечественных станках.» Граждане, только мне кажется, что вы не отвечаете на мой ответ? В стране с полностью государственной собственностью на средства производства, окруженной комконами и стесненной в валюте — а каким еще должен быть процент станков-то?! Что нам это говорит про конкурентоспособность? Вы мне скажите, сколько вы станков и линий за границу продали, желательно в коварный зарубеж, а не каким-нибудь восточноевропейским братушкам, ы?
И заметьте это кокетливое «металлообрабатывающего», ведь не все то металлообрабатывающее, что станок. Например, закупленных для ВАЗа и АЗЛК немецких сборочных роботов KUKA вряд ли можно отнести к металлобработке, а стоили они вполне себе денег. Т.е. в реале все было еще прекраснее — несмотря на офигенные траты на поддержание этой действительно важной отрасли страна вынуждена была закупать за валюту то, чего тупо не делалось или делалось настолько хреново, что это было понятно даже на самом высоком олимпе, где и делили оную валюту.
Дальше все по законам того же блатного жанра, герой начинает описывать нынешние просранные полимеры и сокрушаться, что былого великолепия не вернуть. Сохранилось де 5%, из которых половина идет на экспорт. Все уничтожено, разворовано и сожжено, только робкие энтузиасты хранят некие документы в некоем тайном месте. Предположим, что это так, можно даже всплакнуть. Или не стоит? Давайте вспомним, кто дерибанил те заводы, сдавал в металлолом оборудование, приватизировал и снова дерибанил... Марсиане, не иначе. Потому рукопожмем бывшего министра, который, собственно, и вырастил эту замечательную когорту заводоуправленцев и пойдем дальше.
А уж потом, когда стало понятно, что наворованного может и не хватить на обучение внучков в британиях, господа собрались с духом и... Угу, все как у людей — обратились к Путину и Христенко с классическими текстами «не дай помереть с голоду, Господи!». Переводить надо или и так понятно, что надо кормить деньгами налогоплательщиков еще один рот за непонятные кунштюки? Как по мне, так лучше вспомнить басню про стрекозу.
Видать, Путин такие заходы видал уже не раз и денег не дал, но идея незаречения от сумы прошита на уровне подкорки. Потому нас продолжают стращать процентами ввезенных станков в РФ. Видимо, обыватель тут должен ужасаться — 80% ненадежного китая! Ну почему же, почему же эти ужасные потребители покупают негодный китай, а половина нашего прекрасного оборудования идет на экспорт! Дикари-с, счастья своего не понимают! Все бы ничего, но я бы уточнил — половина от оставшихся 5%. Т.е. реально конкурентоспособно из всего, что могли делать те сотни варваски изничтоженных заводов, было примерно 2,5%. Остальное было настолько не в ту степь, что даже не лучшее китайское оборудование смогло подвинуть красавцев несмотря на заградительные таможенные поборы. Тут можно бы и закончить, но там еще дофига всего красивого.
Например, что же делают эти мужественные люди, чтобы спасти остатки роскоши? Оказывается, «Члены нашей Ассоциации «Станкоинструмент» – 182 предприятия и организации занялись конверсией станкостроения.» Ох. На дворе 2011 год. Что было с гособоронзаказом за этот период лучше и не вспоминать. Оборонцы ложили зубы на полку неоднократно и держали их там годами. А до людей, которые делали для оборонцев станки только сейчас дошло, что военка уже не будет у них покупать лежалое говно советскими темпами. Это мне напомнило старую историю с Ту-334. Да, лучше поздно и все такоэ. Но должны же быть какие-то приличия! Вместо них наблюдаем убогий пафос про сотни потерянных предприятий.
Ну и потом аццкий ад про чубайсов и традиционное «дайте денег» в конце сего шансона. На самом деле про чубайсов тоже прекрасно — гражданин увидел карбид титана и сделал глубокий вывод, что это старая разработка. Вы меня извините еще раз, но я совсем недавно листал патенты по микродуговому оксидированию. Люди вполне нормально выводят изобретения из различных режимов подачи токов и изменению химии раствора. Да, в итоге у всех получается керамика. Но ее структура может быть самой разной, от химических соединений до толщины и плотности слоев, не говоря уж о более тонких материях. Опять же — покрытие можно получить за стопиццот денег и за червончик. Вроде бы мелочь, а девченкам приятно, одна технология никому не вперлась за те деньги, а другая пойдет на ура. Тут столько тонкостей, что можно не один диссер по тем покрытиям написать чисто на исследованиях существующего, откуда эта смелость в суждениях?
Хотя в целом я согласный. Действительно, эра болтунов.
PS: Немного антропологического дыбра. Помогал несколько лет назад приобресть производственную линию, коммуницировал и в меру сил способствовал иными способами. До этого такой секс тоже бывал, потому, собственно, и включился. Китайцы произвели такое впечатление, что спать люди не ложатся. На письмо приходит ответ через 15 минут и кроме ответа на вопросы содержит еще пару страниц инфы на всякий случай. Европейцы более расслаблены, но зато могут позвонить в течении дня и поговорить на английском с немецким акцентом. Прочие малайцы нечто между, но во всех случаях вопросы получали ответы за день и традиционное расшаркивание. Но только не у нас. Электроны ходят у нас неделями, теряются в пути, а дошедшие ответы имеют две тональности — презрительно-небрежную и презрительно-небрежную ниачом. Звонить лучше и не пытаться, или телефон неправильный, или нахамят, в лучшем случае лениво расскажут байку про внезапно уехавшего единственного и неповторимого продавца. Если же Гюльчатай и соизволит показать личико, то обсуждать цены тоже лучше не надо, узнаешь о свалившемся на тебя счастье и необходимости за это счастье заплатить наличкой, а лучше сразу приготовить 30% на непредвиденные расходы. Самое интересное, что никаких сакральных ценовых или, тем более, эксплуатационных преимуществ у гениальцев нет. В итоге тендер выиграли коварные австрияки, после торгов предложившие существенно лучшую цену и бесплатную годичную поддержку.