"Рысачок", разработанный частной компанией «Техноавиа» планируется серийно собирать на государственном предприятии «ЦСКБ-Прогресс». Самолет предназначен для перевозки до десяти человек. «Рысачок» может развивать скорость до 450 километров в час и совершать полеты на расстояние до двух тысяч километров. Для сравнения, Ан-2 может перевозить до 12 человек на скорости до 250 километров в час на расстояние до тысячи километров.
Маты под катом.
Во времена моей юности технические задания на различные устройства писали регулярно и системно. Собственно, не было устройства без ТЗ. Я совру, если скажу, что ТЗ никогда не писал изготовитель будущего устройства, но даже в этом случае это был вполне качественный драфт, который потом разнообразно модицифировали, утверждали и в итоге потребитель получал что-то похожее на правду. И в любом более-менее приличном ТЗ существовал раздел со сравнительным анализом существующих аналогов и будущего устройства. В целом это довольно логичный подход — если мне нужна некая вещь, то я прежде всего посмотрю, чего уже есть и только потом, если не нашел ничего удовлетворяющего меня, решу делать новое, удовлетворительное. Нету с пеламутровыми пуговицами? Будем искать, а уже если не найдем, то пойдем шить.
Но ныне кровавый Сталин уже не дотягивается до гениальных и свободных творцов креаторов, потому имеем следующую ситуацию. Креативится нечто, потом это нечто активно пиарится во всех возможных инстанциях. Через некоторое время потенциальные частные клиенты (или просто вменяемые, не суть) устают от обильных разговоров и перестают быть вежливыми, т.е. раскрывают глаза креаторам на их творение. После чего креаторы пожимают плечами, делают обиженное лыцьо и бегут в госструктуры с воплями об ущемленном достоинстве отечественного производителя. В эпоху изрядно наполненного бюджета и недостатка дельных государственных проектов метода выстреливает довольно регулярно. Результатом являются вот такие «Рысачки».
По сути вопроса. Был и есть такой агрегат, L-410 в разных модификациях. Нам он интересен тем, что иснащен ровно теми же движками, что и ГГ ака «рысачок». Удивительно, но L-410 UVP готов доставить аккурат 19 пассажиров.
А еще был такой самолет Ан-28 Cash, который с очень похожими движками возил 18 пассажиров, не говоря уж об умучанном от известно кого Ан-38. Правда, последний несколько в другом классе, так что не буду.
И хит в жанре STOL, Twin Otter, который при более слабых движках везет до 20 пассажиров и обеспечивает вполне джипперскую вездеходность в плане ВПП.
Да, там еще всякие Do-228 етс, целая массовка. Все как один с двумя турбинами около 700 л.с., высокорасположенными крыльями (очень часто с подкосами), мощной механизацией крыла, большими колесами и салоном на 18-20 мест.
Скажите, ну как можно при таких же двух движках слабать самолет, который везет 10 паксов? Как можно расположить крыло с двиглом под фюзеляжем и позиционировать самолет как замену Ан-2? Вы вообще хоть раз видели, с какого говна взлетает Ан-2? Посмотрите на фото, сколько там от винта до полосы?
Зато, суко, биотуалет вонзить не забыли, куда же парашютистам без туалета, первое дело! И самое главное — ну нафига это все надо? Есть уже вполне сформировавшийся облик такого самолета. Подумали люди уже, где и почему крыло располагать, понимаете? Можно тюнить в некоторых пределах, пятилопастный винт вместо трех или что-то вроде... Меняешь что-то? Изволь хоть как-то обосновать. Зачем эти выеизменения ради изменений? Лишь бы не так, как у всех? Кто-то слышал гипотезы, зачем они полосу пылесосить собрались? Я — нет, хоть и искал целенаправленно.
Титанические совершенно усилия, которые закончились столь же титаническим пуком. И все сидят на жопах ровно, нюхают и благожелательно рассказывают о возрождающейся авиапромышленности. Да ну бы ее нахрен, такую промышленность вместе с креаторами до третьего колена включительно, которая в 21-м веке рождает таких уродцев и потом еще нагибает всю страну в них вкидывать бабло на реанимацию. И ведь это еще не конец, оно же без искусственной почки жить не сможет по описанным выше причинам, т.е. налогоплательщик платить и каяться будет весь срок службы этого ночного кошмара. А для полного катарсиса надо этот ад размножить тысячами и будет тотальное счастье всем — и пайлотам, и эксплуатантам, а периодически и пассажирам с их родственниками, ага.
Однако, наморщив ум, я вспомнил о действительно полном аналоге. Вот такой ишачок, GAF Nomad:
Австралийцы отожгли в свое время, очень им маленький STOL был нужен. Да, те же 10-12 пассажиров, т.е. полный одноклассник, что и «рысачок». Высокоплан, разумеется. Но, блин, у GAF-a двигатели чуть-ли не в два раза меньше, дешевле и экономичнее! И взлетел GAF в 1971, извините. Уж как-нибудь через 40-то лет можно было хотя бы повторить успехи австралийцев или и на это уже мозга не хватает?
Когда такие истории разбираешь, сразу как-то начинаешь лучше понимать Иосифа Виссарионовича, который русским по белому сказал — повторить Ту-4 до заклепки, а за попытки креативить лупил по шаловливым руцям.
PS: Вообще с крыльями какая-то беда натурально. Тот же Ил-114, который пассажирский, склепали низкопланом. Потом, сюрприз-сюрприз, оказался необходимым грузовой вариант! А его уже в такой конфигурации сделать нереально, потому имеем Ил-112, де-факто новый самолет-высокоплан со всеми положенными расходами на разработку и подготовку производства.
Предлагаю не останавливаться на достигнутом, есть еще масса интересных вариантов расположения крыльев, Берт Рутан вам в помощь, лепите сразу 3-5 разных самолетов с двумя одинаковыми двигателями под одинаковые задачи. В конце концов — капитализм на дворе или где?