Если немного дистанцироваться от неадеквата, активно блуждающего вокруг последних движняков под лозунгами «хватит кормить Кавказ(Москву, Магадан, Хабаровский край...)!», то фактически задача сегодня сводится к избавлению от неприбыльного актива. Превращение убыточного предприятия в прибыльное не рассматривается как класс. А ведь в такой формулировке многие якобы очевидные тезисы, которые продвигаются сегодня на эмоциях, становятся не совсем такими или даже вовсе не такими.
Сразу по поводу отделения. Банальная вещь — избавляться от актива в момент его убыточности и плохого имиджа крайне плохая идея. Перед продажей машину, знаете ли, моют и даже делают самостоятельно передвигающейся. Собственно, дальше можно не продолжать, с этого момента тривиально.
Теперь по поводу безубыточности или даже прибыльности. Есть множество стратегий, хотя на самом деле все они опираются на счетное количество идей. Идея первая — забрать деньги и будь, что будет. Секвестр бюджета, сокращение штатов и зарплат, лампочки в полнакала и прочие радости существования с затянутым на последнюю дырку поясом. Есть ли шанс, что предприятие аж немедленно станет прибыльным? Увы и ах, но тут нас ждет задача о встрече динозавра. Снижение расходной части бюджета компенсируется резким снижением мотивации работников, натянутыми отношениями с поставщиками и воспоследовавшими контрмерами с их стороны, а также прочими, не только субъективными радостями.
Вариант второй и он же нормальный — дать денег на модернизацию и оптимизацию. Похоже, единственный работающий вариант. Дело в структуре бюджетов. У нас они чаще всего таковы, что сильно не насеквестируешь, зп суммарно не более 30% (плюс ее нельзя резать на 100%, ггг), остальное неизбежные затраты на производство, процессинг етс. Ну да, можно резать и нагибать контрагентов по живому, но тогда см. конец предыдущего абзаца. А вот оптимизация производства и модернизация технологии дает выигрыш.
Третий вариант — это традиционная эффективно-манагерская идея оптимизировать и модернизировать без денег. Не хочу серьезно даже рассматривать, замечу лишь, что заканчивается все или первым вариантом(часто) или выпиливанием эффективного манагера и переходом на вариант два(редко).
Вопрос, как обычно, в сроках. Первый вариант привлекает скоростью и доступностью, счас нарисуем новый бюджет и все будет замечательно уже к следующему кварталу. Ога, счас! Как раз к сл. кварталу и начнется веселуха с поиском новых партнеров, клиентов и ключевого персонала. Второй вариант геморроен, вроде бы дольше и объективно напряженнее.
Возможно, я в чем-то не прав и наверняка недостаточно полно описываю картину мира, но эта аналогия всяко лучше рассуждений о переселениях на землю Франца-Иосифа и прочих огораживаний колючей проволокой.
Как-то так.
PS: Разумеется, я не о банках и прочих услуго-ориентированных предприятиях, там возможны варианты по структуре бюджета. Хотя в банке прибыльность также зависит вовсе не от зарплат персонала, евпочя.