andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Эволюционирующее

Раз уж зашла речь о Як-24, позвольте две цитаты. В "Записках конструктора" от 1979 г. было так:
"А что, если изменить виброхарактеристику лопастей? Для того чтобы убедиться, от лопастей ли идет вибрация, я предложил попробовать отрезать по полметра от каждой лопасти и посмотреть, как это повлияет на тряску всей конструкции."

Вторая поболе, потому под богопротивным урезомЪ, но отличие только в выделенных словах.

Мучаясь и ломая голову над тем, что же является источником, возбудителем вибрации, я пришел к выводу, что нужно постараться расправиться с тряской по отдельным элементам. Я говорю «мучаясь», ибо это были действительно муки. Ни днем, ни ночью, ни в театре, ни на прогулке, ни за обедом не забываешь о проклятой вибрации. Другой раз отвлечешься немного, но вдруг мысль о вибрации пронзает все твое существо, и даже в пот ударит от чувства бессилия, ощущения какого-то неодолимого препятствия, перед которым мы стоим.
И вот однажды озарило, что из всех возможных источников возникновения тряски основным и наиболее злым являются лопасти. Таких лопастей на вертолете по четыре на каждом роторе, итого восемь. Все они с огромной скоростью вращаются, причем возникают очень сложные механические и аэродинамические явления. А что, если изменить виброхарактеристику лопастей? Для того чтобы убедиться, от лопастей ли идет вибрация, К. С. Кильдишева — руководитель научно-исследовательского отдела — предложила попробовать отрезать по полметра от каждой лопасти и посмотреть, как это повлияет на тряску всей конструкции.
Опять собрались мы все, обсудили предложение и решили, что хуже не будет.
Через две недели укороченные на 50 сантиметров лопасти были установлены на машину. Все ждали: что-то будет?
Запущены двигатели, вращаются лопасти, летчики в кабине, Бровцев делает знак «все в порядке», и машина взмывает.
20 минут пробыли Бровцев и Милютичев в полете. Мы не знали, как ведет себя вертолет, но по улыбающимся, довольным лицам летчиков, когда они, медленно подходя к земле, зависли над нами, мы поняли, что какие-то результаты есть.
Каково же было общее удовлетворение, когда в один голос и Бровцев и Милютичев решительно и твердо заявили, что в течение 20 минут они перепробовали все режимы работы винта, все режимы полета и от тряски не осталось никаких следов.

Вот такую эволюцию благородства и скромности наблюдаем. Понятными мне причины этого аттракциона стали только после прочтения более близкой к реалиям стори первого советского продольного вертолета:
А на серийном вертолете Як-24 вновь возникла проблема с вибрациями. Машину с укороченными лопастями трясло так, что летчик подпрыгивал на кресле. Установить истинную причину вибраций удалось в результате длительных поисков, и главная роль здесь принадлежит Б.Я.Жеребцову. Выяснилось, что тряска возникала в результате взаимодействия вертикальных упругих изгибов фюзеляжа и колебаний системы управления общим шагом переднего и заднего винтов, соединенных между собой жесткой проводкой управления, подвешенной на качалках вдоль потолка фюзеляжа. Заменив жесткую проводку на мягкую с опасными вибрациями покончили навсегда. На вертолет вернули длинные лопасти, что существенно повысило мощность несущих винтов.

К сути. Скромность есть прекрасное качество, но оцените методологию решения задачи в принципе. Вечно у этих грамотеев все не как у людей: то из-за флаттера начинают центры жесткости высчитывать, то ради шимми цельный матаппарат выдумывают... Не наш это подход! Тьфу на ту математику, ножовку в руки и давай по полметра обрезания вершить - это ведь так круто и вообще движуха!

Tags: оборжаться, пни упавшего
Subscribe

  • Самолетиковое

    (вздохнув) Опять СибНИА отличился. Сука, зопретите им!!! Кто-то же выделяет на это все деньги... Удивительный запас веществ

  • Следственное

    (помявшись) Второй день тягают эту историю. Даже до Толика дошло. Хотел сам поработать с первоисточником, но наткнулся на препоны со стороны…

  • Поздравительное

    С праздником! Тот случай, когда нас всех с праздником - и причастных, и сочувствующих, и не очень... Флот есть потому, что мы все, так или иначе,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments