А я вот не люблю маршей. Акций всяких и стояний не люблю. Также не люблю массовых сеансов психотерапевтов и гипнотизеров. Думал, просто не люблю и все, фобия такая. Ан нет, не так уж просто, принципиально.
Дело в следующем. Скажем, есть какая-то задача. Политическая, социальная или просто обычная такая, трудовая и денежная задача. Обычно, конечно, они все переплетены, прошиты, скреплены степлером и залиты сверху эпоксидным компаундом… Ну да Бог с ним, идеальный и самый простой случай, чисто для понимания. Водки хотите выпить, к примеру и ее в холодильнике нет. Что вы делаете в таком случае? Правильно, выгребаете из кармана баблос и идете в морозную и снежную зимнюю пору за жизненно необходимой субстанцией. Задача решена в тот момент, когда вы налили в
1. Каждый вовлеченный будет стараться переформулировать цели и задачи по своему усмотрению и препятствовать их фиксации.
2. Если вам удалось зафиксировать цели – каждый вовлеченный будет циклично возвращаться к пересмотру зафиксированных целей.
3. Каждый вовлеченный будет стараться выполнить действия по своему усмотрению, прикрываясь общими целями и задачами независимо от их реальных последствий.
4. Каждый вовлеченный будет по своему оценивать реальные последствия выполненных действий и трактовать их в свою пользу.
5. Каждый вовлеченный будет избегать отвечать на конкретные вопросы и за конкретные действия всеми возможными способами, в т.ч. активно используя пункты 1-4.
Разумеется, можно продолжить, но основная идея уже ясна.
Массовая акция в таком контексте (а марши-стояния-сеансы безусловно массовые акции, иначе другой термин) есть некий максимум привлеченных к решению задачи людей, расходующих свое время-силы-деньги на осуществление вообще говоря совершенно непроизводительных и неэффективных для собственно решения задачи действий. Хотите более сложных примеров? Пожалуйста, их есть у нас. Есть проблема нелегального пребывания в некоей абстрактной стране, нелегального трудоустройства и уж совсем нелегальной этнической преступности. Коренное и легальное население в связи с этим обстоятельством незамедлительно начинает совершать некие массовые акции типа маршей-сходов и вообще, всячески привлекает внимание к проблеме. Это все конечно, чудесно, но есть пара вопросов. К кому это все? Какого результата желает коренное население? Допускаю, что есть желание достигнуть следующих целей:
1. Выдворить нелегалов за пределы страны.
2. Покончить с этнической преступностью.
3. По возможности ассимилировать прибывающих легально с минимальным ущербом для собственного образа жизни, в идеале без такового.
Очевидно, ни одна из этих задач не может быть решена без властных структур. А если уж совсем по-честному, они и решаются в конце-концов именно силовыми структурами государства. Таким образом, массовые акции, не менее очевидно – попытка привлечь внимание именно государства ака исполнителя закона и аппарата насилия к проблеме. При этом всем понятно, что тоже самое государство выделяет на поддержание законности на массовых акциях силовой и не очень ресурс и вообще всячески тратится вместо того, чтобы решать в т.ч. и эту проблему. Не говоря уж о том, что участнеги акций никоим образом не совершают прямых действий, направленный на решение проблемы во время массовой акции. Отдельные экзерсисы выброшены из рассмотрения в силу незначительности числа людей, в них принимающих участие. Вторичные же результаты действий группы товарищей весьма сильно зависят от массы факторов, типа освещения в СМИ, ведомственных распоряжений и решений судов. Настолько сильно зависят, что гей-парад легко может превратиться в конгресс пуритан и аскетов. По-людски говоря, есть намного более простые и эффективные способы достижения продекларированных целей. Скажем, выходит 1000 человек на марш? Приходите, люди добрые. Но! Перед этим пройдите в ближайшее отделение и напишите заявление на известных вам нелегально пребывающих на территории страны пассажиров. И добейтесь регистрации. Или на рыночек сходите, а потом в санэпидемстанцию. И там тоже бумагу напишите, да на самое высокое лицо, которое найдете в списке. Или, опять же в госнаркоконтроль можно сходить, вместе с фотографией пушера из школы, в которую ваши дети ходят. Опять же, пистолетом вам горячий человек на дороге угрожал из машины после низкого старта? Два заявления, в ГИБДД и милицию, не забудьте записать номера. Собачка соседская штаны порвала? Пишите бумагу! И потом позванивать требовательно, где мол результаты работы? Или вы там договорились с фигурантом и мне в усб отписать чего, а? Что, не знаете нелегалов, да? Не живут в вашем подъезде 20 южных человек в одной квартире? Или притонов нет наркоманских в округе? Или вас на дороге не подрезали ни разу? Али говном с рынка не травились? А, вам стыдно и неприятно, неловко стучать да и вообще, все менты - говно и нечего с ними общаться, все равно толку не будет? Понимаю, пройтись в приятной компании перед телекамерами намного красивее. А это ж работа, такая вот себе незаметная, ежедневная, унылая и кропотливая работа. Позвоните потом из подворотни от трупа с проломленной башкой плохим ментам, они приедут и будут делать эту самую работу в т.ч. и за вас. И дай вам Бог, чтоб это был не ваш ребенок.
А теперь вернемся к массовым акциям. Ваши ли задачи они решают? Эффективен ли такой способ для их решения? Вы уверены, что нет другого способа? Да и вообще, знаете ли вы ВСЕ задачи, которые решают организаторы в ходе акции? Вы ответили «да» на все вопросы? Вы Господь Бог или его заместитель по митингам, в жизни не видал настолько информированного человека.
К чему это все?
У взрослого человека почти нет в жизни задач, которые решались бы кавалерийской атакой. Львиная доля задач требует именно что кропотливой ежедневной работы, зачастую без видимого эффекта на коротком периоде времени. Но только такая работа и приводит к какому-то полезному результату, который вполне может обернуться полной жопой после прекращения усилий. Про Сизифа слышали? Вот это и есть реальная работа. Вам показалось, что результат достигнут? Копайте глубже, вы чего-то не заметили. Вам показалось, что можно отдохнуть? Готовьтесь разгребать авгиевы конюшни после отпуска. Да и компанейщина, авралы и субботники никогда не были эффективной формой работы и никогда не давали положительного эффекта в перспективе. И дело совершенно не в государственном строе или укладе жизни, дело в самой природе человека, в задачах, которые ему даются по ходу пьесы.
И нечего давать себя отвлечь от их решения, увести себя с дороги к храму.