Интересно не всем, ура-патриотичная нудота чистой воды, дамы и гуманитарии смело могут пролистать - ничего не потеряете.
Для остальных сходу коварно привлеку внимание к вопросу.
Про финансы. Ранее и в постах, и в комментах эту тему курили, источники все открытые, повторюсь для удобства. На сегодня на низкую околоземную орбиту можно доставить килограмм примерно за такие деньги:
- для "Протона" $2830
- для "Союза" $4242
- для "Днепра" $2703
- для "Фалькон 9" $4300
- для "Зенит-2/3SL" $2567
Но тут, понятное дело, есть тонкости. Как совершенно справедливо указали, итоговая цена килограмма различна для каждого запуска, зависит от конкретного аппарата, конкретных параметров орбит и кучи иных факторов вплоть до гормонального фона любовницы главного инженера. Например, "Протон" здесь посчитан исходя из ~65 млн. за запуск ~23 тонн на НОО. C "Бризом" он дорожает, понятное дело. Однако в истории "Протона" было всякое, в свое время его запускали за 25 лямов, чтобы привлечь клиентуру и не останавливать производство. Из этого следует сразу две вещи - бизнес сам по себе сверхприбылен и норма прибыли может быть уменьшена для повышения коммерческой привлекательности.
Также нужно иметь в виду, что протоновский сегмент сейчас крайне жаркое место. Кроме "Фалькона-9" туда ранее втиснулся Atlas-5(слава РД-180) и Delta-IV. Есть очень сильный конкурент в лице Ариан-5. Китайцы допиливают "Великий поход-5". Японцы сделали два успешных запуска H-IIB. Что с этим делает Россия? Как вы помните, Темнейший попрал константы и Ангара-5 таки полетела. Чисто теоретически, Ангара-5 и будет основной ракетой среднего класса со стоимостью запуска на 20% дешевле протоновского. Если прогнозы по стоимости сохранятся, то и коммерческая привлекательность сохранится или даже усилится.
Означают ли эти цифры, что человек посмотрит на них и возьмет замуж ту, у которой грудь больше? Конечно, нет. Это все тема для отдельного и особого торга. В спокойное время Россия запускала и нагрузку двойного назначения, и военную хрень от вероятных партнеров. Потому как реально дешевле. Сейчас чуть беспокойнее, но, думаю, пулять будем все равно. Но есть и такая нагрузка, что надо своя РН, хоть тресни. И тогда всем будет без разницы, сколько что стоит и с какой стороны тюбетейка - запустят своей ракетой за любые деньги. Собственно, тем японцы и живут, ггг.
Также нужно иметь в виду, что отрасль важна как оборонка, двигатель прогресса, заказчик исследований и локомотив для других хай-тек предприятий. Т.е. "Протон" можно запустить по себестоимости за 25 лямов и выйти в ноль на предприятии, но для государства в целом кумулятивный эффект будет изрядно положительный. Потому европейцы-европейцы и вкинули после первых ариановских фейлов порядка 500 лямов на поддержку программы, а потом еще добавляли по мелочи. И - да, сегодня это дорогой запуск, едва ли не в 2 раза дороже "Протона", но заказы размещаются исправно, EADS пашет без остановок, а Гвиана раз 6-7 в год наблюдает красивое зрелище.
Для России количество запусков Ариан-5 есть прямой упрек на фоне запланированных 5 запусков Ангары до 21 года. И этот подход к планированию намного вреднее любой стружки и любых датчиков. Тем не менее, на эту хрень решительно никто не обращает внимание, все увлечены обсуждением шпионо-протонов и морального облика писателя.
Люби друзи, в то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной, китайцы уже вкинули под 700 миллионов долларов в огромнейший комплекс в Тяньцзине, где строятся ВП-5. Индусы прекратили на время камасутро-треннинги и запустили "Мангальян". Планировать шестилетнее ковыряние в носу с одним запуском в год и есть то самое шпионство и саботаж, а также ментальная педерастия.
Скажу больше, этим надо заниматься даже в ущерб запускам "Протонов". Не только потому, что это коммерческое будущее. Казахстан-наш, дай Бог ему здоровья и благоразумия, не будет ни до 21-го, ни до 51-го, а реальную независимость в оборонке строить надо было уже вчера. Да и в принципе - неужели не утомил диметилгидразин самих производственников и стартовиков?
Что до аварий, шпионов и писателей. Честно говоря, на фоне вышесказанного не вижу предмета для дискуссии. Есть конечный результат - авария. Вам реально важно, злой ли умысел или долбодятел забыл выполнить процедуру? Что один, что другой воспользовались огрехами в процессе, только и всего. Результат известен, а процесс надо тюнить вне зависимости от с самого начала, с планирования. Мы даже должны бы поблагодарить педерастов за целеуказание, если бы не цена вопроса.
К слову, работа по обеспечению безопасности на таких производствах это тоже процесс. И когда Лукьяненко пишет о возможных сознательных вредителях, он, в конечном счете, не говорит ничего сверх вышенаписанного - эти процессы также надо описать, включить в общую библиотеку, проанализировать, найти слабые звенья и устранить.
Это просто две половинки одной жопы, не бывает идеальных процессов и не бывает идеальных людей, в них занятых. Улучшать нужно и то, и другое, как бы ни хотелось сместить акцент в сторону простого, понятного и неправильного решения.