andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Самолетиковое

(помявшись) Человек говорит, в принципе, правильные вещи, но изрядно упрощает. Не спору или осуждения ради, но исключительно из занудства - позвольте девочке назвать имя расширить и углУбить в стиле Кэпа.
la176-5.jpg

Видели ли вы когда-нибудь вот такую штуку?

А именно мини-амортизатор от рамы к траверсе? Есть такого вида, есть роторные, есть фрикционные, прогрессивные... Одно неизменно - изрядная цена. Потому масса дискуссий на тему надо или не надо, до драки буквально, похлеще каноников с никонианцами, разрывается народ между страхом и жадностью. Но умные люди уже заказали все равно ставят, потому как расколбас выйдет дороже.


Расколбас, он же вобблинг, он же шимми, он же флаттер - разные слова для обозначения автоколебательных процессов. Флаттер чаще применяют к несущим и управляющим поверхностям, расколбас к транспортным средствам, но суть от этого не меняется.

Транспорт начало колбасить с появлением ДВС и ростом скорости движения. Уж больно примитивные рулевые механизмы и подвески были у телег, даже 40 км/ч было слишком для нашего цирка. До поры-до времени подбирали параметры подвески и рулевого методом тыка, но в 30-х запас везения почти исчерпался и потребовалась какая-никакая теория. Потому академик Чудаков, не мудрствуя лукаво, выступил как тот лесник - разработал общую теорию устойчивости и управляемости автомобиля, закрыв и тему шимми, и многие другие на долгие годы вперед. К слову, появление тяг Панара в задней подвеске ВАЗ-2101 и иже можно объяснить исключительно тем, что конструкторА про академика Чудакова или не знали, или пренебрегли этим знанием.

Потом начался рост скоростей в авиации и, соответственно, борьба с флаттером элеронов и несущих плоскостей. Стратегия борьбы была примерно понятна, ужесточение и балансировка конструкций, а, в случае с управлением, еще и демпфирование. Т.е. примерно до конца войны наблюдаем ту же стадию борьбы с автоколебаниями, что и в автомобилях до 30-х годов - метод тыка и прикладные залипухи.

Оно бы все ничего, но потом пошла реактивная авиация. А реактивная авиация это, как правило, рост посадочных и взлетных скоростей плюс носовое колесо. Надо сказать, что подвески шасси самолетов первоначально строили исходя больше из экономии веса, не пренебрегая даже суррогатами вроде костыля сзади. Потому шимми переднего колеса не могло не случиться. Благо на авиацию денег и внимания товарищ Сталин не жалел, да и живительных люлей раздавал регулярно - проблему решали настолько комплексно, что академик Келдыш в 1946 даже получил Сталинскую премию за общее математическое моделирование процесса.

И, наконец, мы добрались до судьбоносного 1948 года. Страшный год, эпический безо всякого сарказма. Бомбы нет, ПВО нормальной нет... Да чего там, жрать не у всех и не всегда есть.
Сверхзвук как самоцель не стоял, но скорость истребителей нужно было повышать кровь из носу.

Должен заметить, что стреловидные крылья тогда не особо любили. Несущая способность ниже, срывы потока, с устойчивостью проблемы... Примерно как с вихревой аэродинамикой в 70-х. Немцы немцами, но слухи о Липпише сильно преувеличены - Келдышем он не был и математики для стреловидных крыльев было не густо. Несчастье помогло, с приближением к 1000 км/ч внезапно(!!!) развивался волновой кризис. Очень грубо это явление иллюстрирует катер, пытающийся взобраться на созданную собой же волну. Резкий рост коэффициента лобового сопротивления, сопротивления движению в целом. И, как следствие, радикальный рост потребной для преодоления сопротивления тяги.

Вынужденно(sic!) выступили по принципу "травить детей — это жестоко, но ведь что-нибудь надо же с ними делать", т.е. начали заниматься стреловидными крыльями. Гребни, поперечное V, усиленный набор помогли справиться с первыми проблемами. За тысячу вышли, но уперлись в число М с тем же сопротивлением. Начали утоньшать профиль крыла. Логично? С т.з. аэродинамики более чем, но конструктивно это означает меньшую строительную высоту лонжерона(-ов), т.е. меньшую жесткость крыла. А меньшая жесткость конструкции это здравствуй, старый знакомый флаттер.

Сверхзвуковых аэродинамических труб тоже было не особо, потому с проверенным методом тыка было примерно как и с математикой. Трубок Пито для сверхзвука, извините, не было! Рождалось все на ходу, в муках и не без крови. Родителей было много, один другого краше. Окромя Струминского нельзя не вспомнить Христиановича и Свищева. Лавочкина также грешно забывать. Ла-176 с рекордной стреловидностью крыла в 450 выводил в люди лично академик Остославский. И масса инженеров, конструкторов, техников, испытателей. Тысячи их безо всякого преувеличения. Не могу выделить какого-нибудь одного богатыря, все седели, отдавали здоровье и жизни. Да и нельзя, как по мне - неуважительно к памяти погибших.

Что не может не радовать - в условиях жесточайшего кризиса люди не стали затыкать голой жопой дырки в днище, как ныне принято в капиталистическом менеджменте. Не скатились, как водится, до мелкотравчатого "полетело и ладно". Решали задачу основательно, комплексно, разрабатывали математику и подходы, по которым потом писали и до сих пор пишут учебники и научные работы.

С пониманием были люди, глыбы и человечища.

PS: Как вы видите на этом примере, общая схема решения человечеством проблем примерно одна - лбом об забор, потом потыркаться, выломать какую-нибудь доску и таки пролезть в узкую щель. Потом написать хренову тучу инструкций по лазанию в дырки в заборе,соорудить хренову тучу конструкций для лазания в оные, ободрать себе всю одежду и набить шишек в процессе использования конструкций. И, наконец, переломав все конечности, лежа на больничной койке на растяжках, надиктовать медсестре общую теорию создания ворот и управления ими.
Tags: наблюдательное, просто так, самолетиковое
Subscribe

  • Праздничное

    Всех с Праздником.

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Это уже второй вариант, допиленный и менее вычурный. А это самый первый подход к…

  • Саночное

    Просто такЪ. При внешней схожести - никакого отношения ни к буханке, ни к РАФ не имеет. Клепали из дюраля, идентичного натуральному.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments