andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Самолетиковое

Внезапный субботний самолетик.

Внезапность сразу и не разглядишь, потому под катом.
[немного картинок и букв]
Это одна из тех историй, которые не знаешь, как начать и чем закончить. Пожалуй, что-то интересное начало вырисовываться с 1939 года.

Летом 1939-го Варзиц показал сие творение комиссии RLM, за что немедленно получил капитана. С самолетом обошлись суровее - Удет обозвал его летающим примусом и все. "Где смысл, где логика?" (с)

В СССР время поиска смысла наступило примерно в то же время. В 1940 году Щербаков допилил королевский РП-218/318 с двигателем на 100 кгс. Подвели итоги этой работы и нарезали задач в том же году. Дальше все более-менее понятно, Болховитинов-Березняк-Исаев, ЖРД Д-1А, война, переезд, первые полеты, Бахчиванджи...

Удивительного в этой истории много, но особо изумляет закладка серии в несколько десятков самолетов аккурат после первых полетов. Напомню, что Д-1А жрал до 400 кг керосина и азотной кислоты в минуту(некоторые пишут про 480), 2-х минутный полет был счастливым стечением обстоятельств и невероятной удачей. Эксперимент - вопросов нет, но какая, блин, серия с такими данными и в 1942-м?

После БИ осторожости явно прибавилось. Акцент сместили на ПВРД.


Но и про РД не забывали. Надо заметить, что идеологически относительно компактный и не нарушающий аэродинамики ракетный ускоритель предпочтительнее ПВРД. Потому Лавочкин вел затяжные позиционные бои с глушковским РД-1 на своих 120Р и 130Р. Подход был тот же, керосин с азоткой в пропорции 1:4, но тяга примерно в 3 раза меньше Д-1А, потому 250 кг топлива с окислителем позволяли проработать двигателю целых 3 минуты. При одном условии - если его удастся запустить. Так понимаю, что причина систематического незапуска РД-1 осталась тайной, потому перешли на модификацию с самокритичным названием РД-1ХЗ. Химический запуск, но и пророческая альтернативная расшифровка вполне подходит.



Отработка технологии шла очень трудно. Даже кратковременные запуски ЖРД были успешны примерно в 2/3 случаев, а результаты были очень неоднозначны:
ЖРД в двадцати одном пуске наработал 8 минут 20~ секунд. В его работе было зарегистрировано 7 отказов. Уже после первого вылета пришлось заменить камеру сгорания.

Но даже с новой камерой из нержавейки счастья не наступило:
Всего произвели 23 огневых пуска, из них пять - в воздухе. Камера наработала 11 минут 55 секунд, после чего в ней обнаружили трещины по форсуночному поясу и в критическом сечении сопла.

Иногда и вовсе что-то шло не так:

За два года применения глушковцами китайского метода на самолетах Сухого, Яковлева и Лавочкина прогресс с РД-1 был ничтожен. Тем не менее, процесс не останавливали до появления уверенности в освоении немецких РД-10 и РД-20. Радует то, что Лавочкин в ходе этого процесса никого не убил. Не только лишь все участники регаты смогли решить эту задачу - на БИ погиб Бахчиванджи, на микояновском И-250 погиб Деев и чуть-чуть не погиб Чернобуров, а яковлевский Як-3РД погубил Расторгуева.

Понятно, что ТРД в то время тоже был далеко не подарком. Но на этом фоне даже на том уровне надежности ТРД был если и не спасением, то избавлением от мучений точно.

Tags: рассуждалки, самолетиковое
Subscribe

  • Понедельничное

    Черные самолеты. (привычно поплевывая в кипу самизнаетекого) С понедельником вас, штоле...

  • Понедельничное

    Черные самолеты. С понедельником вас, штоле...

  • Понедельничное

    Черные самолеты. С понедельником вас, мои маленькие любители понедельников.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments