andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Утраченное

(помявшись) Позвольте опять про утраченные технологии.


Спровоцировало вот это счастье из топа:
Создание сверхтяжёлой ракеты-носителя — это не только инженерный подвиг. Это ещё и огромное напряжение индустриальных усилий, великое множество технологических цепочек, сходящихся в одной точке. В 60-х такую систему построили, чтобы создать «Сатурн-5». Но за прошедшие десятилетия индустрия изменилась почти до неузнаваемости, и технологические цепочки, участвовавшие в программе «Сатурн», распались. Чтобы восстановить их, потребуется куда больше времени и усилий, чем для того, чтобы создать новые — под новую ракету.

Там вообще много всего, про отсутствие неповторимых сплавов, про отсутствие неповторимых станков, про отсутствие неповторимых болтов и прочее. Пиарить не буду, обычная компиляция мифологии и сово-глобусных конструкций. А уж спорить и подавно не буду - не люблю портить таких кадров, они нужны для повышения настроения. Просто расскажу(или напомню) пару историй в тему.

Вверху на картинке у нас моторчик. Моторчик из семейства ТВ3-117 и делался он примерно параллельно с лунной гонкой. В том забеге он участия не принимал, но, кмк, выиграл. Он вообще выиграл все, что только можно и нельзя. Если бы меня спросили, что важнее - победа в лунной гонке или ТВ3-117, то я бы выбрал этот скромный двигатель. Он просто лучший и все тут.

Проектировал его изначально "Климов", но время было советское и тоталитарно решили наладить производство в Запорожье. И отдали туда производство чуть менее, чем полностью. Собственно, там его и делали в диких, плохо представимых сегодня количествах. Это гарантированно десятки тысяч экземпляров, возможно - сотни. Одних Ми-8 больше 12К штук, а на каждом два ТВ3-117. Все массовые вертолеты среднего класса в СССР и РФ оснащены какой-то модификацией этого мотора.

Проблемы начались после развала СССР. Надо честно признать, что к 1991 году Россия подошла с "утраченной" военно-морским способом технологией производства этого мотора. Его в России попросту не делали. А Украина к тому же времени обрела мощнейший козырь для шантажа и вымогательства. Дальше историю пересказывать не буду, все на наших глазах.

Понятно, что в "святые" ельцинские времена особо никто не заморачивался. Но, внезапно, уже в 2001 г. климовцы родили ВК-2500. В сущности, это локализованная и слегка допиленная версия старого доброго ТВ3-117. И дальше шли по своему плану, вплоть до нового производства и практически полного отказа с 2014 от запорожской продукции. Перспективы Богуслаева стали понятны примерно с момента закладки первого фундаментного блока нового климовского производства. А Россия, внезапно, возродила утраченную 30 лет назад технологию со всеми сплавами, величайшим множеством технологических цепочек и прочими неповторимыми болтиками.

История нумбер два, для полного катарсиса.


В лунной гонке со стороны России выступала ракета Н-1. Стояли на ней сперва двигатели НК-15, а потом НК-33. Что характерно, модификация НК-15 стояла и на второй ступени Н-1. Потом, как вы помните, программу прибили. К моменту прибития НК-33 научился работать на стенде 15 тыс. секунд и выдерживать до 16 запусков. Это не то, что много - это просто фантастика.

По этому двигателю якобы было распоряжение все уничтожить, переплавить, документацию съесть, переварить и переваренное сжечь. Т.е. поступил прямой приказ технологию утратить. И ее "утратили". Потом, через 40 лет, внезапно, оказался в наличии небольшой задел из нескольких десятков двигателей и немного документации. Документации оказалось настолько немного, что редкий год в нашем веке обходится без анонса о возможном возобновлении производства. Двигатель регулярно испытывают, приспособили для "Союза 2.1В" и 2.3, вывозят на тесты за кордон и т.д.. Не то, чтобы он был очень успешен, но и хладным трупом его назвать нельзя. Настолько нельзя, что "Энергомаш" рассматривает его(не без оснований) как угрозу своему РД-193 и всячески пытается угрозу устранить. Старые терки Кузнецова с Глушко дают такие удивительные побеги, что диву даешься.

В любом случае - даже прямого приказа забыть и 40 лет забвения оказалось недостаточно для утраты технологии. При этом нельзя даже сказать, что это самый лучший двигатель в классе, хотя да. Просто хорошо отработанная в 1974 железяка до сих пор остается актуальной в отрасли и вполне способна откусить свой кусочек пирога. Прошу заметить, что для актуальности даже не потребовалось реально чего-то выводить в космос, оказалось достаточно реального изделия, подтверждающего заявленные характеристики.

Вот табличка из моего некропоста, полюбопытствуйте.
Наименование Тяга на уровне моря, тс Удельный импульс на уровне моря, с Масса сухого, кг Масса "залитого", кг Страна, изготовитель
J-2X 133,4 428 - 2447 США, Rocketdyne
РД-0120 147,7 353,2 - 3450 Россия, КБХА
RS-24 (SSME) 181,4 363 - 6600 США, Rocketdyne
НК-33-1 185 304,9 1240 1393 Россия, СНТК им. Н. Д. Кузнецова
RS-68 300,7 365 - 6600 США, Rocketdyne
РД-270 640 301 3370 5440 Россия, НПО «Энергомаш»
РД-170 740 309 - 9755 Россия, НПО «Энергомаш»
F-1 789 265 8391 9153 США, Rocketdyne


Про утраченные технологии, неповторимые булаты-дамаски ретро-сплавы и прочие болтики... Понимаете, это и есть самая натуральная термоядерная конспирология. Оценочные суждения, имеющие в основе своей оценочные же суждения с приправой из околокосмических баек и мифологии. Разваливается такое доказательство теоремы единственным контрпримером. Выше их два, но, если надо - я еще довезу, у меня на складе пара вагонов такого добра.

Все просто - утверждение ложно и нет никаких утраченных технологий, нет никаких потерянных документаций и неповторимых болтиков. Вот нет и все тут. Рукописи реально не горят не потому, что не горят физически. Просто любая реальная работа с реальным результатом формирует такое количество информационных потоков и связей, что превращается в структуру голографическую со всеми вытекающими. Человечество не утрачивает реализованных технологий, но откладывает их на полку с тем, чтобы доставать при необходимости. А полученные знания и технологии каталогизирует в виде трехтомника Анурьева, ГОСТ 5950-ХХХХ и прочих монументальных трудов, разъясняющих на пальцах любому желающему все "секреты".

И величайшие технологические цепочки выстраиваются, перестраиваются, прибиваются тапком и потом снова выстраиваются в чуть более другом виде. Да, не по счету раз и даже не раз-два. Но сегодня это делается буквально при запуске любого нового или чуть модернизированного изделия. Просто берется и делается, часть обычной работы и ничего более.

Небольшое лирическое отступление. В старой подшивке "За рулем" находил рассказы про новые тогда семерки-пятерки. Ах, с каким литературным талантом советскому читателю рассказывали о необычайных сложностях организации нового производства обновленных интегрированных стоп-сигналов! И как важно было сделать два разных вида - один для семерки, а другой для пятерки! А это же разные пресс-формы, вы же понимаете сложность задачи? Это же просто песня, читаешь и проникаешься - люди реально закатывали Солнце вручную, а не отливали кусок пластика. Про технологические цепочки там тоже было, в огнях и красках.

Сегодня это делают в гараже, потому как есть силикон для форм и сырье для отливки в свободной продаже. Уверен, делали бы и тогда, если бы было. А завтра это будут делать третьеклашки на уроке с помощью принтера. Неприятная правда в том, что нам сегодня без разницы, кто и где это сделал - хоть дядюшка Ли в подвале грязными руками, хоть роботизированная линия с тотальным контролем качества. Попадает по размеру и форме, цветом не отличается и стоит не как чугуниевый мост? Зашибись, дайте две.

Технология постройки пирамид не утрачена, а не востребована. "Титаник" мы тоже строить не будем, потому как не нужен. И Ту-144, извините, тоже. Но, возможно, потом и достанем с полки. И - да, если надо будет, совершим невероятный подвиг - отольем нужный нам сляб и сделаем нужный болтик. И, что еще невероятнее - восстановим нужную нам кооперацию в нужном объеме. Вот как климовцы взяли и сделали фактически с нулевой отметки все эти ужасные, требующие огромного времени и усилий задачи.

Завершаю. Хватит пороть эту чушь, ей больно, да и вообще зрелище так себе. Примите уже как лекарство, что F-1 не делали и не делают вовсе не по причине якобы утраченных некро-технологий. И перейдите к рассмотрению сути вопроса. Или не сути, но хоть какой-то, чуть более приличной причины.

PS: На самом деле погонять F-1 на стенде очень даже интересно даже сегодня(возможно, именно сегодня это особенно интересно). До сих пор это самое большое сопло Лаваля, которое делало человечество. Т.е. газодинамические процессы, в нем проистекающие, уникальны и по сей день вне зависимости от его реальных характеристик. Это чистейшая, незамутненная прикладная наука, которую надо делать.

PPS: Возможно, перебор с сарказмом... Сделайте скидку, уж больно много раз я выслушивал эти пафосные монологи про сложнейшие технологические процессы и цепочки. Которые в итоге оборачивались двумя листиками А4 в UML-нотации. Но там хоть понятно было, люди себя оберегали и продавали подороже. "А ты-то, ты-то чего?"
Tags: наткнулся вот, норкоманы, пни упавшего, рассуждалки
Subscribe

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Ныне не только лишь все знают, что британская вертикальная история тоже была многосерийной. И до всем…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Не только лишь все знают, что Клаудиус Дорнье не был однолюбом. Т.е. любил как самолеты, так и лодочки. Одним из…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Сегодня внезапность заключается в нормальности. Нормальная аэродинамическая схема, нормальные крылья, все…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Ныне не только лишь все знают, что британская вертикальная история тоже была многосерийной. И до всем…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Не только лишь все знают, что Клаудиус Дорнье не был однолюбом. Т.е. любил как самолеты, так и лодочки. Одним из…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Сегодня внезапность заключается в нормальности. Нормальная аэродинамическая схема, нормальные крылья, все…