Спровоцировало вот это счастье из топа:
Создание сверхтяжёлой ракеты-носителя — это не только инженерный подвиг. Это ещё и огромное напряжение индустриальных усилий, великое множество технологических цепочек, сходящихся в одной точке. В 60-х такую систему построили, чтобы создать «Сатурн-5». Но за прошедшие десятилетия индустрия изменилась почти до неузнаваемости, и технологические цепочки, участвовавшие в программе «Сатурн», распались. Чтобы восстановить их, потребуется куда больше времени и усилий, чем для того, чтобы создать новые — под новую ракету.
Там вообще много всего, про отсутствие неповторимых сплавов, про отсутствие неповторимых станков, про отсутствие неповторимых болтов и прочее. Пиарить не буду, обычная компиляция мифологии и сово-глобусных конструкций. А уж спорить и подавно не буду - не люблю портить таких кадров, они нужны для повышения настроения. Просто расскажу(или напомню) пару историй в тему.
Вверху на картинке у нас моторчик. Моторчик из семейства ТВ3-117 и делался он примерно параллельно с лунной гонкой. В том забеге он участия не принимал, но, кмк, выиграл. Он вообще выиграл все, что только можно и нельзя. Если бы меня спросили, что важнее - победа в лунной гонке или ТВ3-117, то я бы выбрал этот скромный двигатель. Он просто лучший и все тут.
Проектировал его изначально "Климов", но время было советское и тоталитарно решили наладить производство в Запорожье. И отдали туда производство чуть менее, чем полностью. Собственно, там его и делали в диких, плохо представимых сегодня количествах. Это гарантированно десятки тысяч экземпляров, возможно - сотни. Одних Ми-8 больше 12К штук, а на каждом два ТВ3-117. Все массовые вертолеты среднего класса в СССР и РФ оснащены какой-то модификацией этого мотора.
Проблемы начались после развала СССР. Надо честно признать, что к 1991 году Россия подошла с "утраченной" военно-морским способом технологией производства этого мотора. Его в России попросту не делали. А Украина к тому же времени обрела мощнейший козырь для шантажа и вымогательства. Дальше историю пересказывать не буду, все на наших глазах.
Понятно, что в "святые" ельцинские времена особо никто не заморачивался. Но, внезапно, уже в 2001 г. климовцы родили ВК-2500. В сущности, это локализованная и слегка допиленная версия старого доброго ТВ3-117. И дальше шли по своему плану, вплоть до нового производства и практически полного отказа с 2014 от запорожской продукции. Перспективы Богуслаева стали понятны примерно с момента закладки первого фундаментного блока нового климовского производства. А Россия, внезапно, возродила утраченную 30 лет назад технологию со всеми сплавами, величайшим множеством технологических цепочек и прочими неповторимыми болтиками.
История нумбер два, для полного катарсиса.
В лунной гонке со стороны России выступала ракета Н-1. Стояли на ней сперва двигатели НК-15, а потом НК-33. Что характерно, модификация НК-15 стояла и на второй ступени Н-1. Потом, как вы помните, программу прибили. К моменту прибития НК-33 научился работать на стенде 15 тыс. секунд и выдерживать до 16 запусков. Это не то, что много - это просто фантастика.
По этому двигателю якобы было распоряжение все уничтожить, переплавить, документацию съесть, переварить и переваренное сжечь. Т.е. поступил прямой приказ технологию утратить. И ее "утратили". Потом, через 40 лет, внезапно, оказался в наличии небольшой задел из нескольких десятков двигателей и немного документации. Документации оказалось настолько немного, что редкий год в нашем веке обходится без анонса о возможном возобновлении производства. Двигатель регулярно испытывают, приспособили для "Союза 2.1В" и 2.3, вывозят на тесты за кордон и т.д.. Не то, чтобы он был очень успешен, но и хладным трупом его назвать нельзя. Настолько нельзя, что "Энергомаш" рассматривает его(не без оснований) как угрозу своему РД-193 и всячески пытается угрозу устранить. Старые терки Кузнецова с Глушко дают такие удивительные побеги, что диву даешься.
В любом случае - даже прямого приказа забыть и 40 лет забвения оказалось недостаточно для утраты технологии. При этом нельзя даже сказать, что это самый лучший двигатель в классе
Вот табличка из моего некропоста, полюбопытствуйте.
Наименование | Тяга на уровне моря, тс | Удельный импульс на уровне моря, с | Масса сухого, кг | Масса "залитого", кг | Страна, изготовитель |
J-2X | 133,4 | 428 | - | 2447 | США, Rocketdyne |
РД-0120 | 147,7 | 353,2 | - | 3450 | Россия, КБХА |
RS-24 (SSME) | 181,4 | 363 | - | 6600 | США, Rocketdyne |
НК-33-1 | 185 | 304,9 | 1240 | 1393 | Россия, СНТК им. Н. Д. Кузнецова |
RS-68 | 300,7 | 365 | - | 6600 | США, Rocketdyne |
РД-270 | 640 | 301 | 3370 | 5440 | Россия, НПО «Энергомаш» |
РД-170 | 740 | 309 | - | 9755 | Россия, НПО «Энергомаш» |
F-1 | 789 | 265 | 8391 | 9153 | США, Rocketdyne |
Про утраченные технологии, неповторимые
Все просто - утверждение ложно и нет никаких утраченных технологий, нет никаких потерянных документаций и неповторимых болтиков. Вот нет и все тут. Рукописи реально не горят не потому, что не горят физически. Просто любая реальная работа с реальным результатом формирует такое количество информационных потоков и связей, что превращается в структуру голографическую со всеми вытекающими. Человечество не утрачивает реализованных технологий, но откладывает их на полку с тем, чтобы доставать при необходимости. А полученные знания и технологии каталогизирует в виде трехтомника Анурьева, ГОСТ 5950-ХХХХ и прочих монументальных трудов, разъясняющих на пальцах любому желающему все "секреты".
И величайшие технологические цепочки выстраиваются, перестраиваются, прибиваются тапком и потом снова выстраиваются в чуть более другом виде. Да, не по счету раз и даже не раз-два. Но сегодня это делается буквально при запуске любого нового или чуть модернизированного изделия. Просто берется и делается, часть обычной работы и ничего более.
Небольшое лирическое отступление. В старой подшивке "За рулем" находил рассказы про новые тогда семерки-пятерки. Ах, с каким литературным талантом советскому читателю рассказывали о необычайных сложностях организации нового производства обновленных интегрированных стоп-сигналов! И как важно было сделать два разных вида - один для семерки, а другой для пятерки! А это же разные пресс-формы, вы же понимаете сложность задачи? Это же просто песня, читаешь и проникаешься - люди реально закатывали Солнце вручную, а не отливали кусок пластика. Про технологические цепочки там тоже было, в огнях и красках.
Сегодня это делают в гараже, потому как есть силикон для форм и сырье для отливки в свободной продаже. Уверен, делали бы и тогда, если бы было. А завтра это будут делать третьеклашки на уроке с помощью принтера. Неприятная правда в том, что нам сегодня без разницы, кто и где это сделал - хоть дядюшка Ли в подвале грязными руками, хоть роботизированная линия с тотальным контролем качества. Попадает по размеру и форме, цветом не отличается и стоит не как чугуниевый мост? Зашибись, дайте две.
Технология постройки пирамид не утрачена, а не востребована. "Титаник" мы тоже строить не будем, потому как не нужен. И Ту-144, извините, тоже. Но, возможно, потом и достанем с полки. И - да, если надо будет, совершим невероятный подвиг - отольем нужный нам сляб и сделаем нужный болтик. И, что еще невероятнее - восстановим нужную нам кооперацию в нужном объеме. Вот как климовцы взяли и сделали фактически с нулевой отметки все эти ужасные, требующие огромного времени и усилий задачи.
Завершаю. Хватит пороть эту чушь, ей больно, да и вообще зрелище так себе. Примите уже как лекарство, что F-1 не делали и не делают вовсе не по причине якобы утраченных некро-технологий. И перейдите к рассмотрению сути вопроса. Или не сути, но хоть какой-то, чуть более приличной причины.
PS: На самом деле погонять F-1 на стенде очень даже интересно даже сегодня(возможно, именно сегодня это особенно интересно). До сих пор это самое большое сопло Лаваля, которое делало человечество. Т.е. газодинамические процессы, в нем проистекающие, уникальны и по сей день вне зависимости от его реальных характеристик. Это чистейшая, незамутненная прикладная наука, которую надо делать.
PPS: Возможно, перебор с сарказмом... Сделайте скидку, уж больно много раз я выслушивал эти пафосные монологи про сложнейшие технологические процессы и цепочки. Которые в итоге оборачивались двумя листиками А4 в UML-нотации. Но там хоть понятно было, люди себя оберегали и продавали подороже. "А ты-то, ты-то чего?"