andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Аутентичное

Строго говоря, наиболее аутентичной историей для этой категории самолетов является история Ще-2.


На электрической картинке выше можно наблюдать одно из главных достоинств этого самолета - огромную боковую дверь для грузов и носилок. Собственно, ради этого люка все и городилось. Историю создания самолета легко найти, если интересно. Но краткое содержания весьма банальное: дичайшая, непредставимая сегодня потребность в оперативной доставке моторов и иных габаритных запчастей на полевые аэродромы в условиях ежеминутно меняющегося фронта породила инициативу снизу. И занялось этой проблемой вовсе не обласканное властью КБ или какой ГСТ от авиапромышленности, но довольно ординарный заводской инженегр, который до этого ваял герметичные кабины для высотных самолетов.

Технически это ближе всего к грузовому мотопланеру - большое крыло, объемный фюзеляж, дерево, готовая винтомоторная группа от По-2.


Есть мнение, что были модели с ВИШ... Но на фото как-то не наблюдается никаких сложных винтов, банальная обструганная деревяшка от того самого По-2. Размер максимально возможный для таких моторов ради объема грузо-пассажирского отсека, но все равно это очень маленький самолет.


Причина все в тех же слабосильных М-11. Есть мнение, что планировались "Аргусы"... По-моему это байка - ну какие "Аргусы" в середине войны? Просто Ще-2 с одним мотором не летал горизонтально вовсе, мог только медленно снижаться. О продолжении набора высоты и речи не шло. Но это было все, что есть в наличии и за неимением горничной танцевали дворника.
 

Вообще весь самолет суть "я тебя слепила из того, что было". Колеса и стойки от Ла-5, костыль от Ил-2, двигло с пропеллерами от По-2, деревяшка от сосны. При этом сложносочиненность обводов и профиль сечения стрингеров и шпангоутов изрядный, что говорит о не самой лучшей технологичности. Можно предположить, что более прямоугольные формы упростили бы производство и непринципиально повлияли бы на характеристики при эдаких скоростях. Но это все лирика - сам факт создания такого самолета при таких начальных условиях есть героическое геройство и очень мужественный поступок.



Понятно, что сегодня в таком самолете обязательно захотят увидеть рампу и даже есть мнение, что Щербакову это тоже предъявляли. Однако рампа автоматически означает носовую стойку шасси, которую и в Ил-14 через много лет еле сделали. Дорого и долго настолько, что не нужно. В любом случае на этот самолет молились партизаны, авиаремонтные бригады, диверсы и прочие граждане, которым ехать, а не шашечки.

Теперь о грустном. Сделали их всего 550 штук. А могли и не сделать вовсе, как тот же САМ-25. Потому как был еще самолет для тех, кому шашечки: Як-6 с такими же винтомоторными группами. И его папа. Як-6 это классическая газонокосилка - низкоплан с двигателями на крыле никогда не полюбит грунтовые аэродромы и партизанские полосы подскока. Однако это неплохой лимузин для больших дядь, которым надо метнуться из министерства на завод и навести шороху. Этого добра тоже сделали 380 штук плюс-минус опытные машины, а потом уже стало неприлично.


В итоге Ще-2 больше чем в 2 раза превосходил Як-6 по грузоподъемности и дальности, не говоря про полезный объем. Проигрывал в скорости(при более слабых моторах), но это такое... Для Ме-109 как-то без разницы - хоть 200, хоть 160 км/ч. Т.е. характеристики Як-6 вполне успешно достигались на одном моторе в том же САМ-25, а Ще-2 забивал гвозди в крышку гроба яковлевского творения по кругу, объективного сравнения самолеты просто не выдерживали. Упромыслить САМ-25 получилось, но со Ще-2 не вышло в силу объективных причин, потребность в полуторке зашкаливала везде, в т.ч. и на яковлевских заводах. Получилось затянуть и сократить объем. Окно возможностей открылось после войны, в 46 КБ завода 47 закрыли, выпуск самолета прекратили. Видимо, резко упала потребность в народном хозяйстве, ага. Щербакова выпилили сперва в отдел статиспытаний, а потом его подобрал Лавочкин.

Для оценки общей потребности в таком самолете - только Ли-2 в Ташкенте сделали с 42 по 45 1100 штук и этого было очень мало. Плюс поставки дугласов в изрядных количествах, плюс довоенные ПС-84 убивали 24/7... Всего Ли-2 и других аналогов дугласа наделали не то 5, не то 6 тысяч. Представьте, сколько нужно было радикально менее требовательных к полосе и пилотам грузовых мотопланеров.

Самолет можно было допиливать в части технологии, сделав его производство еще более дешевым и простым. В техническом смысле самолет можно было очень легко допилить малыми силами с помощью форсированных моторов М-11Ф(ФР) или даже заменой на МГ-21/31. Возможно, с тем самым ВИШ. А без рампы в таком классе жить вполне можно, о чем нам Ан-2 как-бы намекает.

Не судьба.


PS: Про Як-6 толерантные к великим конструкторам люди пишут, что его проектировали как очень простой и дешевый самолет, легкий в производстве и управлении. Именно поэтому первоначально на самолете предусматривалось убираемые основные стойки шасси и масса других плюшек. Отдельно и особо хочу отметить неразъемное крыло на транспортном самолете. Под давлением шантажа и угроз крыло таки сделали разъемным, а шасси неубираемым, но и тут вместо облегчения конструкции смогли утяжелить ее на более чем 200 кг. И дело не только и не столько в том, что разбирать крыло в этом КБ так и не научились, хотя на дворе был 43-й год и шел четвертый год матов от военных по поводу неразборных истребителей. Дело в том, что эти граждане были страшно далеки от реальных потребностей войск и промышленности, не знали и не хотели знать.
Tags: просто так, рассуждалки, самолетиковое
Subscribe

  • Мотоциклетное

    Мопед не мой, я просто разместил объяву. Немного картинок. И небольшое видео.

  • Патриархальное

    (удивленно) Видимо, я опять все пропустил. Что это было? Более того, есть и более ритмичная версия. Не знаю, как комментировать. И, чтоб два…

  • Катастрофическое

    (помявшись) Никогда такого не было и вот опять. Есть такой великий эстонец - Солонин. В 1987 году закончил свою общественно-полезную…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Мотоциклетное

    Мопед не мой, я просто разместил объяву. Немного картинок. И небольшое видео.

  • Патриархальное

    (удивленно) Видимо, я опять все пропустил. Что это было? Более того, есть и более ритмичная версия. Не знаю, как комментировать. И, чтоб два…

  • Катастрофическое

    (помявшись) Никогда такого не было и вот опять. Есть такой великий эстонец - Солонин. В 1987 году закончил свою общественно-полезную…