andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Category:

Тоскливое

Неоднократно уже наблюдал, как нам пытаются встроить ложное чувство вины за выдуманные прегрешения. То РКМП, то стопиццот миллиардов, расстрелянных лично, то еще пара миллиардов лично изнасилованных... В сфере технологической это вечно молодой хит "Юра, прости, мы все потеряли!" и "когда-то мы умели летать". Обычно с такой иллюстрацией.


Опять же - ранее это говно доставали к 12 апреля и несколько дней старательно возили по столу. А потом оно как-то само сходило на нет. Но сегодня народ пошел куда менее внушаемый. И непонятливый. Ему рассказывают, что он-де виноват, а он стоит и недоумевает - с какой-такой пьяной радости? Каким это боком я к событиям и решениям тех лет? На тот момент времени конкретного гражданина могло и в проекте не быть. Или уже мог быть, но самое важное решение, которое он принимал в то время это палец какой ноги засунуть себе в рот. Расскажите подробнее, как именно неправильно выбранный для засовывания в рот палец повлиял на разрушение технологического потенциала в области самолето- и ракетостроения?

Понятно, что никто на эти вопросы не ответит. И даже не попытается красиво отбрехаться. Грубо говоря, стюардессу даже не попытались привести в порядок. Просто начали выкапывать ее чаще. Сейчас выкопали в связи с окончанием коммерческой эксплуатации Ту-154. Процитирую чуток для общего понимания того, кто и что нам пытается вложить в голову.
Советский авиапром кончился вместе с Советским Союзом — судороги и агония продолжались в девяностые. Авиапром просто не мог выжить в едкой среде, разъедавшей смысл любого честного дела и человеческие жизни. ... У них даже стало хватать денег на авиапром, на Сухой Суперджет и на МС-21 — но это уже что-то совсем другое, не имеющее отношения к тому, что было прежде. Связь времен разорвана.

Т.е. мы все сейчас - едкая среда, которая съела что-то честно-хорошее. А то, что осталось - это что-то бесчестное, нехорошее, аморальное. Но, по странному стечению и в силу общей несправедливости бытия - на это нехорошее бесчестие у них есть деньги. Это ненормально, конечно, как это у быдла с такими неправильными генами и некрасивыми лицами еще есть деньги на что-то, что они они называют самолетами?! Но важно, что это у них. А они это совсем не мы, мы как бы сбоку, рассказываем про ССКМП, хороший и истинно честный тру-авиапром. Потому как у нашего деда была "Победа" и с ним все здоровались на высоких показах для больших дядь. И жили мы в элитном доме, где все были такие хорошие и не было никакого быдла с неудобными вопросами.

Довольно очевидно, что искать в таких текстах внятные поясняния по существу разницы между правильным и неправильным авиапромом не стоит. Равно как и хотя бы минимальной грамотности вообще. Потому расскажу пару историй, которые суть одна история, про дедов на "Победе" и правильный авиапром.

Был такой самолет - Ил-62.


Строили их в Казани с 1966. Самый первый построили с двигателями АЛ-7, потом убили десять человек и перешли на НК-8. Построили без малого сотню самолетов и остановились. Что-то не то и с дальностью, и с экономикой... Надо что-то решать. И решили - ставить вместо НК-8 куда более внятный Д-30КУ. И, внезапно, оказалось, что можно и коммерческой нагрузки добавить, и дальность выросла на 1000 км, и в целом пассажиро-километр стал стоить вменяемых денег. С 1969 такой самолет под индексом 62М начал летать, с 70-х выпускаться в той же Казани. Удивительный случай, но именно 62М построили 2/3 от общего числа Ил-62.

Параллельно этой драме развивалась история с Ту-154. Его тоже делают с НК-8. Первый полет - 1968 год. Потом испытывают и дорабатывают напильником. К этому времени уже понаделали Ил-62, ошалели от счастья и начали выполнять приказ сверху про установку Д-30КУ. Что с Ту-154? А ничего. Клепают с НК-8 до упора в виде модификации 154Б-2. И только когда становится совсем невозможно терпеть - появляется Ту-154М с Д-30КУ. Только годы уже, извините, 80-е. Реально 154М встал в строй в 1984, а всего их построили порядка трети от общего количества. Остальные как летали с НК-8, так и пошли на слом.


Разница между 154М и 154Б-2 очень простая - примерно тонна топлива на час полета. Больше десяти лет туполевцы героически держались за кузнецовский мотор при наличии куда более продвинутой альтернативы. И все это время сотни самолетов жрали как не в себя горючее, требовали более частого обслуживания и замены откровенно "военных" моторов, а также влияли иными неочевидными путями на экономику гражданской авиации. Всем этим людям со светлыми лицами в "победах" и элитных московских высотках было без разницы на такие мелочи. Они ведь про правильные, высокие авиапромы, а вы тут со своими копейками.

Ладно, пусть туполевцы не в курсе про историю с Ил-62. Мало ли, на совещаниях не бывают, по конференциям не ездят, постановлений правительства не читают... Вернемся к ильюшинцам, которые только что получили урок. Начало и середина 70-х. У КБ новый проект, Ил-86. Широкий фюзелях, четыре мотора под крылом, все самое лучшее и прогрессивное. Что мы возьмем в качестве двигателя? Правильно - модификацию кузнецовского НК-8. Почему? А потому что! Ил-62М - ну что вы, это же совсем другое дело, понимать надо.


В итоге стоны про Ил-86 стоят до сих пор. Ах, ну как же могли убить злыдни такой прекрасный самолет, да что же это делается... А ничего не делается. Посчитайте экономику этого самолета при удельном расходе двигателей 0,74 кг/кгс*ч. При том, что Д-30КУ стабильно жрал меньше 0,63 кг/кгс*ч. Хотя и этого было много, нужно было выходить срочно на уровень PW4000 c с удельным расходом меньше 0,6. Но, как вы видите, такую задачу и не ставили. Напротив, выбирали совсем иные решения и пути. Сделать из идеи экономичной воздушной перевозки полную противоположность - это однозначный успех. Оттоптаться на одних и тех же граблях дважды - успех в квадрате.

Понятно, что потом опять потребовалось что-то решать, т.е. Ил-96 с ПС-90...

Но это уже другой проект, совсем другие деньги, другое время. А Ил-86 как начали клепать с НК-86, так и наклепали сотню. И - никаких идей о ремоторизации, никаких иных предложений для авиакомпаний. Просто в определенный момент стало понятно, что никто Ил-86 покупать больше не будет. И тогда начался вой про отсутствие господдержки, убийство прекрасного самолета и прочие моменты истины с томной музыкой.

Тем не менее - Ту-154М действительно оказался самым внятным самолетом в СССР. Он попал в цель и по количеству пассажиров, и по дальности, и по ресурсам, и по расходу. 35 грамм на пассажиро-километр - неплохой результат. Для 70-х это был бы очень достойный результат. Для начала 80-х... Неплохой. Но к концу 80-х надо было меньше 25. И надо было меньше 25 за небольшие деньги.

Был проект по ремоторизации Ту-154 с помощью двух ПС-90. Относительно бюджетное решение, продлевающее жизнь сотен 154Б-2 и 154М. Расход становился вполне себе на уровне 737 за совсем другие деньги. Более того - 2005-2007 в Перми сделали за свой счет проект "Бурлак" на базе Д-30. Доработку моторов можно было делать прямо в поле, цена вопроса была в разы меньше новых ПС-90 при схожих показателях. Это был еще более бюджетный вариант доработки парка Ту-154 и Ил-76.

Что делают туполевцы в такой обстановке? Ту-204 и Ту-214 за 35+ миллионов полноценных баксов. Свежее и потрясающее адекватностью решение, особенно для "жирующих" российских авиакомпаний 90-х с жирующими пассажирами тех лет. И для еще более жирующего в 90-х государства.

Советский авиапром - это вещь в себе. И, во многом - для себя. Для него Як-40 был нормальным самолетом, а НК-8 - нормальным двигателем.


И ни у кого ничего и нигде не жало ровно до тех пор, пока правительство не ткнет в нос постановлением. Конкуренция... Да, была. За заводы, за премии, за внимание начальства, за влияние на МАП. Но, как вы видите, на качество конечного продукта эта конкуренция влияла весьма неоднозначно.

Это явление не стоит осуждать. Равно как и поддерживать. Другое время, другой способ выживания. Просто тогда не оперировали теми критериями, которые стали самыми важными сегодня. Не умели, не хотели - не важно. Не оперировали. А сегодня ими оперировать надо. И это уже совсем другой авиапром. Который, пусть и криво-косо, но учится слышать эксплуатанта. И делать то, что надо эксплуатанту, а не "я так вижу" и "жрите, что дают и не гавкайте". Очень болезненный процесс прежде всего в плане полной, тотальной переделки мозгов. Но - он идет.

Самое главное, что никому из нас не в чем каяться. Нет ни повода, ни смысла, ни нужды каяться за советское время. Вы не виноваты и не можете быть виноваты в принципе. Вне зависимости от пола, возраста и идеологических пристрастий - вы не виноваты и точка. И тем более нет нужды каяться за огромный технологический и методологический постсоветский рывок в этой сфере. Им - да, им надо, чтобы мы каялись. Чтобы мы были в чем-то виноваты и потому должны. А нам - нет, не надо. Потому как мы это не они, а они это не мы.

Единственное, что нам бы стоило сделать, так это вбить себе на уровне рефлексов посыл таких обвинителей в пеший тур. Нет, не дОлжно, но стоило бы. Знаете, как с цыганвой на тех же вокзалах 90-х... В рабочем порядке поставил фрагмент песни "Дорожная" и пошел себе с хорошим настроением и неизменным количеством денег. Очень полезный навык.

PS: Отдельно и особо доставляют рассказы про ужасно удобный трап в Ил-86. Как же ж удобно-то было со своим чемоданом подняться и самому поставить на полочку! Представляете, какой уровень сервиса! То, что каждое технологическое отверстие в трубе фюзеляжа есть плюс вес - в голову не помещается. Сколько тот трап весил со всей обвязкой? Зачем его с собой в небо поднимать, по небу тащить и потом еще мягко приземлять? Ему что, десантуру надо выбрасывать? По какой причине трап нельзя оставить на земле и подкатывать к самолету при посадке? Забудьте уже. Или хотя бы замолчите и не вспоминайте, нечем тут гордиться, это решение или по бедности, или по дурости. И ни то, ни другое достоинством не является.

Tags: наткнулся вот, рассуждалки, самолетиковое
Subscribe

  • Трамвайное

    Но есть и хорошие новости. Не бентлями едиными. И не содомокатами. В жизни всегда есть место подвигу.

  • Поздравительное

    День рождения. Немного видео про именинника. Никакого секрета долгожительства нет, просто грамотная стандартизация, позволяющая…

  • Инициативное

    (помявшись) Продолжаем разговорЪ. Понимаю, что нудота в виде законопроектов и пояснительных записок заходит далеко не всем. А тут мужчина…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Трамвайное

    Но есть и хорошие новости. Не бентлями едиными. И не содомокатами. В жизни всегда есть место подвигу.

  • Поздравительное

    День рождения. Немного видео про именинника. Никакого секрета долгожительства нет, просто грамотная стандартизация, позволяющая…

  • Инициативное

    (помявшись) Продолжаем разговорЪ. Понимаю, что нудота в виде законопроектов и пояснительных записок заходит далеко не всем. А тут мужчина…