andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Category:

Самолетиковое

Внезапный субботний самолетик.


Еще картинки пепелаца.






И кабина нарядная, из коллекции "чем я не арбуз".



До конца прошлого года история поделия от СибНИА апдейтилась едва ли не каждый месяц весьма бодрыми реляциями. С 2017 года шел разговор о том, что еще чуть-чуть и начнется то, что чаплыгинцы обзывали серийным производством. Правда, потом некоторые несознательные граждане проговаривались, что серийным производством они обзывают серию в 5 самолетов, но это такое... Со всеми бывает. И, разумеется, во всех без исключения публикациях, интервью и иных промомероприятиях красной нитью шла цельнокомпозитность конструкции. Вообще прилагательных в превосходных степенях было предостаточно, что просто не могло не насторожить внимательного суслика.

В 2017 году самолет долетел до МАКС-а, где его показали и начали открывать шампанское. Дабы передать атмосферу вокруг самолета в то время - небольшой ролик, всего 3 минуты.


Робкие замечания и неудобные вопросы различных граждан отметались с порога, а граждане нарекались злопыхателями. У-УАЗ готовился работать в четыре смены, а "Полярные авиалинии" почти додавили, дабы сделать основным эксплуатантом типа. После этого было два года различных испытаний, терок с испытателями, набросов в прессе, общений с министерствами... Казалось, что еще чуть-чуть и звезды выстроятся нужным образом.

Катарсис наступил в 2019 году, когда проснулся Минпромторг, стукнул кулаком по столу и послал чаплыгинцев лесом. Вместо СибНИА стал "Байкал-инжиниринг", вместо У-УАЗ-за стал УЗГА, вместо соучастников в расхищении бюджетных средств группы товарищей стал Григорьев, оправившийся от Гомзина. НИОКР по теме обойдется Минпромторгу в 1,25 ярда, со следующего года должно уже что-то летать и качать крыльями на статиспытаниях. Что-то другое, а не ТВС-2ДТС или печально прославившийся ТВС-2МС.

Рендер сегодня изображает новый "Байкал" как-то так:


Бесконечно радует, что это не биплан. Еще больше радует, что это не низкоплан, аки "РысачокЪ". Оказывается, покос полевых трав не есть первоочередная задача самолета. Причина отказа новым разработчиком от второго крыла просто завораживает:
Аэродинамическая схема "биплан" имеет избыточную площадь крыла для установленного размера и веса ЛМС-901, поэтому для нового самолёта была принята схема подкосного высокоплана. Применение обтекаемого подкоса позволяет избавиться от центроплана и оптимизировать массу самолёта. Его расчётный вес будет в 2,4 раза меньше, чем у биплана ТВС-2ДТС, соответственно в разы снизится трудоёмкость и стоимость изготовления.

Уже сложно подсчитать, на каком именно году тюремного заключения, но Зоркий глаз все же смог заметить отсутствие одной стены. Оказывается, без лишнего крыла самолет легче, без расчалок обтекаемее и еще легче. Настолько легче, что не нужно 1000 л.с., а хватит и одного древнего "вальтера" от L-410. Скажу вам по большому секрету, что и на Ан-2 бипланность не более, чем вкусовщина. Или нежелание заморачиваться механизацией. Или неумение. Собственно, не так давно собрал одну дискуссию про STOL-ы в один пост, там все подробнее изложено.

Продолжаем разговор. Новым разработчикам потребовался более легкий самолет, потому минус нижнее крыло. Это правильно, логично, вроде как здравый смысл победил. Но меня удивил извиняющийся тон инженеров, вроде как даже вынужденное решение, мы не виноваты, так получается. Откуда эти интонации? А вот откуда:


И из правил АП-23. В тех правилах ничего особо сложного, все начале первого раздела:
23.1. Назначение
(a) Настоящие Нормы содержат требования к
летной годности для выдачи сертификатов типа и
дополнений к этим сертификатам на самолеты нормальной, многоцелевой, акробатической категорий
и на самолеты переходной категории.
(b) Каждое лицо, подающее заявку на получение
такого сертификата или на дополнения к сертификату типа, должно доказать соответствие применимым требованиям настоящих Норм.
23.2. [Зарезервирован]
23.3. Категории самолетов
(a) К нормальной категории относятся самолеты
с количеством посадочных мест, исключая места пилотов, не более девяти, с максимальным сертифицированным взлетным весом не более 5700 кгс и предназначенные для неакробатического применения.


Оценили подлость и коварство Минпромторга? Оказывается, министерство имеет наглость требовать, чтобы претендующий на серию самолет соответствовал действующим правилам АП-23 и укладывался в максимальный взлетный вес 5700 кг. Вот и извиняются новые разрабы, что вынуждены отходить от традиций проектирования цельнокомпозитных бипланов. Но это не по злому умыслу, токмо волею пославшей мя...


По итогам этого круга - не оценило злобное государство ни традиций, ни полет мысли сибирских ученых, ни сверхсовременность не имеющего аналогов цельнокомпозитного пепелаца со взлетным весом 7400 кг. Видимо, понимали, что год предстоит не самый простой и мало кто поймет бесконечные новые ярды на перманентную реанимацию мертворожденного пепелаца.


Признаться, мне тоже не очень удается реконструировать ход мыслей конструкторов ТВС-2МС/ДТС. Вы, простите, как его сертифицировать собирались? Или - что и куда возить? Вы на кой ляд углепластик импортный туда засовывали, чтобы 7 с половиной тонны сделать из 5250 кг тряпочного Ан-2? В чем вообще хоть какой-то смысл мероприятия?

Сегодня нам некоторые говорят, что это был демонстратор технологий и никто его в серию не собирался ставить. Вранье, конечно, которое легко разоблачается на основе тех же публикаций. И собирались, и мечтали, и проталкивали всеми силами. Но, ладно, допустим - демонстратор. Демонстратор чего? Как из импортного препрега за 180-200 млн. рублей соорудить цельнокомпозитный самолет для местных линий со стоимостью часа полета более 60К рублей для покатать 9 человек? Офигенные технологии, спасибо большое. Предлагаю закрепить за этой темой название "Как выстрелить себе в ногу за стопиццот миллионов рублей". И финансировать за счет инициаторов. Или более злобный, даже откровенно фошыстский вариант - чтобы инициаторы стали покупателями или взяли в лизинг свое поделие. И стали основными эксплуатантами.


Но ни мы все, ни министерства ничего не понимаем в этой жизни. В СибНИА понимают, слушайте их версию:
Причины отказа кроются в инновационности ТВС-2ДТС. Это - цельнокомпозитная машина, которая опередила своё время. Как пояснил 14 января в интервью изданию директор СибНИА Владимир Барсук, авиакомпании не готовы к эксплуатации этого самолёта.

Дикари-с не оценили и не готовы-с. А мы все в белом и опередившие время, на острие прогресса, ага. Учитесь, девченки, буквально мастер-класс божьей росы в одно лицо.

Да, кстати. Нам чуть раньше прокомментировали инновационность следующим образом:
Если клиенты хотят 350 км/ч вместо 200 как у Ан-2, и 3.5 тонны груза вместо полутора, и при этом по-прежнему маленькую удельную нагрузку на крыло и узкую ВПП (чтобы меньше снег по полосе двигать) --- вот вы что придумаете? Буржуи вон вообще трипланы предлагают (правда, там под 10 тонн, лесные пожары тушить)

Беглый поиск тогда ничего не дал, как-то не нашлось нигде, чтобы Минпромторг хотел 350 км/ч и 3,5 тонны. Тем более нигде не нашлось, что от разработчиков хотели 4500 км дальности. Реально ведь бред, кому и зачем это все может потребоваться? Вы вообще под что самолет собрались пользовать, гении от постановки задач? Забухайте хоть с одним эксплуатантом, он вам за так на салфетке ТЗ разрисует после первых трех бутылок не приходя в сознание, оно у него на подкорке прошито. А вы потом десяток диссеров оформите с той салфетки, сто публикаций и пару изобретений.

Так вот, сегодня Минпромторг к новой НИОКР сформулировал свое видение. А именно - хотим мы до 2 тонн груза или 9 пассажиров кинуть на 1500 км. И при этом максимальный взлетный вес - до 5700 кг. Т.е. АП-23 государевы люди читают и менять не собираются. Напротив, собираются соответствовать и делать по правилам и регламентам. И никакие локальные бредовые идеи изменить ситуацию не в состоянии. Потому что. Думать надо было.

Между прочим, вот эти требования министерства... Вам ничего не напоминает?


Ой, ну надо же, какая неожиданность - аккурат с DHC-6 циферки списывали. Я бы еще дописал про неубираемое шасси, подкосный высокоплан и цельнометаллическую конструкцию. И цену до 6 млн. баксов за штуку. И полетный час меньше 30К рублей.

Ибо нет у меня ощущения, что эта история близка к завершению. Новый ЛМС "Байкал" хоть и моноплан, но про цельнокомпозитность уже периодически заикаются. И креативность все еще зашкаливает. Некоторые хотят ЛМС сделать гибридным. Нет, вы не ослышались, самолет хотят сделать гибридным. Типа, с одним двигателем не везде можно летать(что правда), потому мы обманем всех установкой электромоторов небольшого диаметра в крыле и будем складывать лопасти для уменьшения сопротивления. И питать это все будем от батареи на пару сотен кг. И самолет будет лететь без потери высоты какое-то время. Но это не точно.

Вспомните эти десять лет в целом. Начиналось все с "Рысачка", которым низкоплан о двух моторах. Минус 740 млн. рублей, никто ни в чем не виноват. Потом был ТВС-2МС, который выродился в силу близкородственного скрещивания в ТВС-2ДТС. Сперва высокоплан, который стал не имеющим аналогов инновационно-цельнокомпозитным одномоторным бипланом. Минус непонятное количество сотен миллионов, результат наблюдаем с 2019. Сегодня новый НИОКР за 1,25 ярда, но ясности с количеством моторов и материалами все еще нет. Действительно, составляющих успешного STOL-а пусть и небольшое количество, но отличное от единицы и перебор может продолжаться еще долго. Аэродинамических схем и наворотов столько, что я уже не первый год радуюсь и радую людей каждую субботу. А стоимость НИОКР достаточна, чтобы сделать этот перебор бесконечным. Вон, поляки даже ТРД в биплан сельхозавиации смогли засунуть, али у нас меньше криэйторов?


Потому напомню древний анекдот:
– Ребе, у меня дохнут куры. Что делать?
– Кидай им зерно в круг, предварительно его начертив.
Еврей начертил круг, стал кидать в него зерно, но куры все равно дохли. Тогда он опять пришел к ребе:
– Что делать?
– Нарисуй квадрат и бросай зерно в квадрат. Еврей нарисовал квадрат, стал бросать в него зерно, но куры все равно дохли.
– Что делать, ребе?
– Нарисуй треугольник и бросай зерно в треугольник.
Еврей нарисовал треугольник и стал бросать туда зерно. Куры сдохли все.
– Ребе, все куры сдохли.
– Жалко, у меня было еще столько идей…


С чистой совестью ставлю теги "норкоманы" и "пни упавшего". И заканчиваю дозволенные речи. Но присматривать за темой продолжу, разумеется. Люблю неожиданные повороты сюжета.

PS: Спонсор сегодняшнего выпуска внезапных самолетиков - геноссе Avshap. Он уверен, что этих углепластиковых стюардесс закопают. Я не столь оптимистичен, как вы видите.

PPS: Забыл упомянуть еще одну отмазку от СибНИА, которую сейчас активно тиражируют. Излагают, что проект загнулся не потому, что жадные дети, но злобные американцы ввели санкции на композиты. Вдохновлялись фантазеры, видимо, историей с черным крылом МС-21. Многие верят. Действительно, у нас же на дворе 2012 год-то, ничто не предвещает... Или нет - май 1972, Брежнев целуется с Никсоном, а про Джексона-Веника никто и не догадывается. К началу истории с ТВС-2 хохлы успели несколько раз победить Россию в виде орд бронекавалерийских бурятов в разных котлах. И успели, по итогам своих побед, подписать в Минске капитуляцию. А Россия успела и Крымом прирасти, и на войну с хохлами не явиться столько же раз, сколько хохлы объявляли о своих перемогах, и выступить свидетелем капитуляции в том же Минске. И санкции те стопиццот раз объявляли до и после, объявляют сейчас и будут объявлять. Это условия работы такие, их просто надо учитывать. Как механические свойства материалов в табличке посмотреть и далее найденное значение вбивать в нужных расчетах.
Tags: норкоманы, оборжаться, пни упавшего, самолетиковое
Subscribe

  • Катастрофическое

    (помявшись) Никогда такого не было и вот опять. Есть такой великий эстонец - Солонин. В 1987 году закончил свою общественно-полезную…

  • Милитаризационное

    (с серьезной мордой) Зафиксирую важное наблюдение о текущем моменте. Очевидно, что Россия продолжает нагнетать обстановку и вести агрессивную…

  • Заговорщицкое

    Прэлестно, прэлестно... (с) Вынужден продублировать свой пост чуть менее, чем полностью. Здесь совершенно аналогичная ситуация: прекрасно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments