
И вообще история "Москвича" как-бы такова, что никто ни в чем не уиноватый, тоже все само за баней появилось.
Относительно неуиноватых конструкторов и технологов уже кратко докладывал тутЪ. Потому сегодня еще более кратко об успехах в спорте и экспорте.
Все успехи в спорте "Москвича" объясняются просто - Тони Лэнфренчи (Tony Lanfranchi). Или Ланфранки, как его иногда обзывают переводчики.

Тони нашел багу в правилах и сделал из нее фичу. Тогда классы машин определяли по цене, а не по объему, мощности или иным техническим параметрам. "Москвич" был дешев. Откровенно говоря, это был демпинг. При этом имел приличный рабочий объем и неприличный уровень дефорсирования. Тони выпросил у дилера Satra Motors(некоторые говорят, что занимал денег и покупал, но не суть) "Москвича" и затюнил его за целых 30 фунтов. Подготовка заключалась в замене амортизаторов, настройке зажигания и замене карбюратора. Якобы потом перебрали мотор, но это не точно. Сняли с двигателя целых 90 л.с. и этого оказалось более, чем достаточно.

Прямая речь от Тони:
«Люди смеялись и говорили, что здесь даже нет дисковых тормозов, но зачем нужны дисковые тормоза, если машина не разгоняется на прямой свыше 90 миль в час? Я бы мог гоняться с выставленным в окно локтем и включенным радио»
И он не шутит - конкурентов ему по тем правилам в классе реально не было. В итоге ценовой демпинг и дыра в правилах не один раз привели умеющего читать гражданина на подиум. Более того, решение было весьма удобным и после гонок, Тони просто ездил на своем "Москвиче" по своим делам как на обычной жоповозке. За 1972 он накатал 17 000 миль по обычным дорогам. Что сказать - молодец, все правильно делал.
А про объемы экспорта и говорить нечего - прямой результат ценового демпинга и внезапной спортивной славы, созданной Тони и автодилером. Собственно, спортивные успехи "Нивы" делались примерно по тому же рецепту. Только там французский дилер просто взял и построил де-факто прототип под пластиковыми панелями с экстерьером 2121.

В чем тут роль Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР? В чем роль организации под названием Avtoexport? В чем роль завода и талантливых конструкторов? Каково влияние спортивного опыта на конструкцию серийного автомобиля? Спросите что-нибудь полегче.
И - нет, вопрос вообще не в дизайне, это лирика. L'Alpine A110 красивее космича, но куда важнее ее технические решения. И скорость ее доработки. Именно техника приносила победы в спорте, за которыми следовали продажи.
А так-то да, никто и ни в чем не виноватый.