andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Крылышковое

Кстати, о птичках...


Не только лишь все знают, что B727 подняли в 1963, коммерчески используют с 1964 года.



А Ту-154 запустили в разработку аккурат в 1963. И в 1969 отвезли предсерийный экземпляр в Ле-Бурже. Пассажиров возить разрешили в 1972 приказом Бугаева. На основании внешнего сходства и указанных дат начинаются инсинуации, подобные рассказам про "конкордский" Ту-144.

Очень поверхностное суждение, как по мне. К тому же приводящее к совершенно неправильным выводам. Потому хочу обратить внимание на ряд "мелочей", которые в итоге приводят к куда более взвешенному пониманию всех глубин наших глубин.

Прежде всего прошу пересчитать колесики самолетиков. Трехосная телега основных стоек шасси Ту-154 якобы тоже была ответом на требования военных и предназначалась для посадок на грунт. Или - неизбежность, вызванная низким качеством и малой несущей способностью бетонных плит наших ВПП. Гипотеза понятная, передается из уст в уста не первый десяток лет.

Проблема в том, что прошло не годы, но десятилетия. И те же ВПП вполне успешно принимают 737 с одной осью на основных стойках, а требований военных историки авиации так и не изыскали.

Неприятная правда заключается в том, что боинг умел убирать шасси в районе сопряжения крыла с фюзеляжем. На В727 эта мега-инновация реализована так:


А туполевцы в это дело не умели. Точнее, жизнь заставила научиться в 80-х, когда крылевые гондолы с шасси стали не просто неприличны, но - непозволительны. Потому на Ту-160 шасси убирается уже не в специальную гондолу на крыле, ее там просто негде ставить.




И на Ту-204, внезапно, выяснилось, что можно шасси убирать вовсе не в какую-то дополнительную приблуду. И, сюрприз-сюрприз, никакие грунтовые требования военных не помешали снизить количество осей. При том, что самолет работает на МО как бы не активнее, чем 154-й.


Но в 60-70-е туполевцы в это просто не умели. Потому делали как-то так:



Даже на маленьком "свистке" сделали так:


Ту-4 и Ту-70 - редкое исключение из правила у этого КБ. Причины, думаю, объяснять не надо.


В итоге В727 имел красивое и чистое в аэродинамическом смысле крыло, которое отливалось в тот самый удельный расход топлива. А Ту-154 - нет. Более того, гондолы на крыльях и прочие решения ведь не только про аэродинамику, но и про взлетную массу. Подобные отличия, да  еще и в комбинации с выбором НК-8 вместо Д-30КУ...
Нет, самолет это не убило. Просто лишило хоть каких-то конкурентных преимуществ на 15 лет вперед. Т.е. вплоть до 1984, когда появился Ту-154М.

С другой стороны, хочу напомнить про действительно не имеющее аналогов в современной авиаиндустрии достижение. Это замена крыльев на 112(или чуть больше) бортах. 49 бортов Ту-154 и 63 борта Ту-154А подверглись этой процедурке, Ту-154Б уже шел с нормальным крылом. И, возможно, какие-то из предсерийных также попали под отзывную кампанию. Т.е. примерно двухгодичный результат производства в самые хорошие годы завода в Куйбышеве был откровенно опасным, а доклады про ресурс в 30К летных часов были ненаучной фантастикой.

Соответственно, будь 154 с самого начала копипастой 727, то было бы у него чистое и правильно посчитанное крыло, которое не пришлось бы потом менять за миллиарды денег. И нормальное, не переразмеренное шасси, убираемое в стык фюзеляжа с крылом без дополнительных опухолей на крыле. И наиболее похожий на JT8D двигатель, а это вовсе не НК-8. Потому - да, Ту-154 имеет компоновочное сходство с 727. Но это на тот момент не было каким-то know-how. И даже по внешнему виду внимательный человек легко обнаружит отличия в конструкциях без заглядывания в таблички ТТХ. Ту-154 не был копипастой.

С учетом вышесказанного, вполне уместно добавить - увы, но не был.

При том, что 154М искренне считаю самым годным советским самолетом, попавшим в потребности страны наилучшим образом. А вопрос, что именно заставляло туполевцев отказываться от соловьевского мотора 15 лет - одной из самых таинственных загадок столетия. Примерно между убийством Кеннеди и личностью Джека Потрошителя.

PS: А все эти байки про злобных военных от Егера и иже... Товарищи-люди, прошло ведь много времени и жизнь все расставила по местам, все точки над Ё и бревисы над Й. Фактурой расставила. Сегодня такие речи совсем не актуальны.

Tags: наблюдательное, пни упавшего, рассуждалки, самолетиковое
Subscribe

  • Понедельничное

    Черные самолеты. (привычно поплевывая в кипу самизнаетекого) С понедельником вас, штоле...

  • Понедельничное

    Черные самолеты. С понедельником вас, штоле...

  • Понедельничное

    Черные самолеты. С понедельником вас, мои маленькие любители понедельников.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Понедельничное

    Черные самолеты. (привычно поплевывая в кипу самизнаетекого) С понедельником вас, штоле...

  • Понедельничное

    Черные самолеты. С понедельником вас, штоле...

  • Понедельничное

    Черные самолеты. С понедельником вас, мои маленькие любители понедельников.