andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Category:

Двигательное

Кстати, о птичках...


По ходу недавнего обсуждения был поднят вопрос НК-93. Плюс еще где-то видел пару обсуждений в стиле аналогичных дискуссий вокруг Ту-334. В полимерном смысле, разумеется. Потому позвольте пару неприятных слов для баланса.


Сразу скажу, что НК-93 для меня лично - загадка от начала и до конца. Подозреваю, что в этой истории не обошлось без Ту-154М и личных отношений между соловьевцами и кузнецовцами. Действительно, преимущество 154М с соловьевскими моторами над 154Б2 с кузнецовскими было настолько огромным, что вышел практически другой самолет. И - катастрофически очевидным для всех. Эксперимент вышел очень наглядный и впечатляющий. КБ Кузнецова не просто проиграло этот раунд, но проиграло нокаутом немедленно по появлению противника на ринге.


Хуже того, был еще и второй раунд. В 80-х проводился конкурс на двигатели для Ту-204 и Ил-96. И здесь соловьевцы победили со своим проектом, а НК-64 Кузнецова не подтвердил заявленных характеристик.


К концу 80-х разработка Ту-204/214 заканчивалась, Ил-96 готовился вырулить на ВПП... И это все были самолеты с двигателями Павла Соловьева. НПО "Труд" просто обязано было что-то предпринять. И они предприняли попытку провернуть тот же сценарий, который реализовали для 154М противники. Т.е. родить такой двигатель, который бы заменил ПС-90 на всех пассажирских самолетах за явным техническим преимуществом.


Опыт работы с соосными винтами и планетарными редукторами в Куйбышеве был огромный.


Кому, как не им было родить импеллер с двумя винтами?  Только они опять опаздывали и опаздывали серьезно. Сегодня нам пишут модные буквы CRISP и прочая... Думается, никто тогда по сторонам не смотрел, работали в режиме "хватай мешки - вокзал отходит". Работы по газогенератору НК-93 стартовали только в 1988, когда Ил-96 уже подняли в воздух. Времени на реализацию задумки оставалось крайне мало.

При этом тупо взять и закапотировать НК-12 смысла не было. Точнее, может и был, но не на уровне ПС-90. Надо было удваивать мощность и тягу по сравнению с НК-12. Потому, сохраняя конструктивную схему, редуктор уже разрабатывали на 30К л.с., а в целом двигатель должен был показать тягу в 18 тс.


Напомню, что НК-12, при всей своей монструозности, в самой модной модификации показывает чуть больше 10 тс.


В итоге НК-93 получился неплохим, как для куйбышевцев. Они даже смогли в ресурс по сравнению с НК-12 - редуктор надо было перебирать через целых 2000 часов наработки, а весь мотор через 7500. И с заявленным расходом получилось неплохо, в районе 0,5 кг/кгс∙ч делают мотор актуальным до сих пор. Но только в том случае, если не погружаться в детали. Относительно ресурса детали таковы, что ПС-90 в конце 80-х нарабатывал больше 10000 часов без снятия с крыла вовсе. Сегодня нам докладывают следующее:
Двигатель-рекордсмен ПС-90А-76 на крыле Ил-76ТД-90 а/к Silk Way успешно отработал 14 017 часов/3 749 циклов.

НК-93 тяжелый. В этой части регулярно встречаю потоки сознания, которые рассказывают про более легкий НК-93 по сравнению с ПС-90. Оперируют данными в 3650 кг для НК и 4160-4250 для ПС. При большей тяге НК-93 - серьезная заявка на успех. Проблема только в том, что 3650 это сухая масса голого НК-93. Аналогичный показатель для ПС-90 составляет 2950 кг. Вероятно, в этом и есть разница между редукторным и безредукторным моторами.

Третий пункт программы - геометрия двигателя. Посмотрите на фото Ту-214 в начале поста. Сколько там от двигателя до полосы? Нет, сейчас не о спекуляциях на тему "пылесосов" для ВПП. Речь о возможности разместить НК-93 на Ту-214 вообще. Диаметр вентилятора у него составляет 2900 мм, внешний габарит с капотом 3150 мм. ПС-90 и ПД-14 построены вокруг вентилятора диаметром 1900 мм, т.е. на метр меньше, чем у НК-93. Вообще все современные и перспективные моторы крутятся примерно в районе 2 метровых вентиляторов, разве что у PW1000G на 10 мм больше. Но стремиться к трем метрам не додумался никто. В этой связи некоторые даже обзывают НК-93 капотированным турбовинтовым двигателем. Куда его подвешивать - решительно не понимаю. Он и на летающей лаборатории Ил-76 смотрится странновато. На Ил-86 это невозможно представить вовсе без переработки шасси.


К тому же последнее обстоятельство плавно возвращает нас к заявленному расходу. О,515 и даже 0,495 удельного расхода выглядят красиво, но как именно они получены? Диаметр и масса двигателя непосредственно влияют на характеристики самолета, особенно при такой разнице в диаметре. Д-30 и НК-8 были примерно в одном габарите, потому ремоторизация Ту-154 прошла без проблем и эксперимент вышел достаточно корректный. Здесь корректного эксперимента получить не выйдет, лоб одного двигателя и лоб другого это две большие разницы. И разницу как в массе, так и в аэродинамике надо компенсировать, это все стоит своего топлива. Потому отношусь к заявленному расходу примерно так же, как и к заявленным характеристикам НК-64.

Нужно ли преодолевать эти трудности? И ради чего? Ради 2 тонн тяги? Так и тут есть решение, ПС-90 форсировали до 17,5 тс. при куда меньшей массе и габарите. Как по мне, переразмеренность НК-93 в части габарита, массы и тяги при существенно меньшем ресурсе даже не намекает, но однозначно утверждает, что никто и не планировал ставить этот двигатель на гражданские самолеты.

В связи с вышеизложенным - немного конспирологии. Имею серьезное подозрение, что НК-93 задумывался для радикального варианта ремоторизации Ту-95. Даже при 18 тоннах тяги один такой двигатель мог бы заменить два НК-12. А по достижению обещанных 23 тс вопрос по тяге отпал бы сам собой. При этом аэродинамика сказала бы большое спасибо и за два мотора вместо четырех, и за небольшой по сравнению с винтами диаметр вентилятора. Даже шасси можно подрезать, ггг. Можно было бы, если бы... Скорее всего, это я все выдумываю, но должен же быть хоть какой-то смысл в этих телодвижениях?! Иначе встает в полный рост вопрос - какую же вы задачу решали и на что бюджетные деньги спустили, ироды? Короче, если эта версия суть досужие выдумки, то все еще хуже и даже история с Ту-334 выглядит праздником здравомыслия и государственного подхода.

Сегодня говорят, что эту стюардессу уже закопали на недостижимую для энтузиастов глубину. Не судьба. Скажем Мирозданию большое спасибо.

Кстати, аналогичная история имеет место и у супостата. P&W регулярно предлагает сократить в два раза количество моторов на другом долгожителе. Говорят, 8 двигателей в 21 веке... Помилуйте, ну совсем не смешно уже. Да и с ремонтопригодностью у TF33 все хуже и хуже. Давайте, говорят, поставим 4 и новых вместо 8 и старых, а то мы уже не знаем, с какого старого мотора запчасти снимать! У нас P&W PT 2043 простаивает без дела, пустите к бюджетному корыту, свиньи вашингтонские!


Но военные граждане чешут затылок и говорят - обязательно бахнем, но потом. А сейчас, мальчик, отойди от машины, не залапывай колеса. Работает и хорошо, нечего тут с инновациями лезть, чай не Бока Чика. Тоже в своем праве люди, зачем пилить на ремоторизации, когда можно нового стратега заказать.

PS: Однако, есть вопросы - обо что, собственно, речь? Хорошо, не проблема, вот видео про смертельное убийство. Там все понятно, в принципе.

Tags: пни упавшего, рассуждалки, самолетиковое
Subscribe

  • Самолетиковое

    (спохватившись) Внезапный субботний самолетик. История этого пепелаца подобна его экстерьеру, т.е. эпична. И немного драматична. Началось…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Эта история длилась 2 года. Чаще всего сей пепелац обзывают Chance Vought Umbrellaplane. Chance Vought,…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний воскресный самолетик. Не только лишь все делали всякое с Ан-2. Наиболее эпичным лично мне представляется экраноплан.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • Самолетиковое

    (спохватившись) Внезапный субботний самолетик. История этого пепелаца подобна его экстерьеру, т.е. эпична. И немного драматична. Началось…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Эта история длилась 2 года. Чаще всего сей пепелац обзывают Chance Vought Umbrellaplane. Chance Vought,…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний воскресный самолетик. Не только лишь все делали всякое с Ан-2. Наиболее эпичным лично мне представляется экраноплан.…