andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Маслинное

(помявшись) Немного букв об успешных успехах.


Не только лишь все помнят целый набор баек, которыми нас потчевали в 90-х белые господа. Байка про Моргана и чистильщика обуви была второй по популярности в моем личном рейтинге. На первом месте любому будущему эффективному менеджеру или просто юноше, обдумывающему житье, продавали замечательную байку про маслинку.

Мне ее попытались продать в самом начале нулевых. Суть байки проста: авиакомпания Pan American Airways в период кризиса перевозок после 9/11 нуждалась в сокращении издержек и решила убрать маслинку с салата, подаваемого в самолете. Тем самым компания смогла полностью отказаться от закупок маслин и экономить 40К полновесных американских доллара каждый год.


Продать не получилось, т.к. потенциальный покупатель уже обладал сакральным знанием о трагической истории PanAm. К 2001 году ее не было в живых уже десять лет. Потому маслинки можно было закупать разве что в качестве закуски на поминки.


Но байку я запомнил и начал присматриваться, а также прислушиваться. Оказалось, что это обязательный элемент проповеди почти любого гуру ординарного менеджмента, экономического менеджмента, риск-менеджмента и прочих двухнедельных курсов подготовки топ-менеджеров для крупнейших компаний мира. В дальнейшем байка неоднократно трансформировалась и изменялась по датам (от 70-х прошлого века до нулевых нынешнего). Сумма приза меняется от 40К до полумиллиона. Также менялось название авиакомпании. Неизменными оставались салат и авиаперевозки. Наиболее часто упоминается компания American Airlines.


И, для особо продвинутых, называют имя инновационного экономиста - Robert Crandall. Иногда говорят, что у него даже было прозвище "Маслина Крэндалл". Он придумал убирать маслинки с салатов, а весь мир оценил, подхватил и убирает. Да и то правильно, нечего тут чревоугодничать, да еще и в воздусях.

Есть только несколько моментов, которые наполняют эту историю новыми смыслами. Роберта, знаете ли, выперли с позиции СЕО American Airlines. И стал он работать в более других компаниях на более других позициях. Компании были всякие, в т.ч. и изрядные, но кресло СЕО ему больше не доверяли. Всегда кто-то был сверху и не позволял тырить маслинки с салатов без согласования. Да, и случилось это в 1998, т.е. 9/11 ну никак не может быть в принципе.


Вообще если АА и дожили до нулевых, то вовсе не благодаря нашему герою. Это довольно занимательная история сама по себе, потому лирическое отступление. Дело в том, что во всем виноват тот самый DC-3.


Самолет появился на коммерческих линиях в 1936 и это был откровенный подрыв устоев. Или долететь из NY до Сан-Франциско за 15 часов, или трястись в поезде трое суток... Согласитесь, есть разница. Разницу оценили все, и пассажиры, и перевозчики. По итогам оценки перевозчики заказали для начала около 400 DC-3. Для сравнения - довольно популярный Fokker F-10, который использовали все более-менее крупные перевозчики США от АА до UA, наштамповали за все время аж 65 штук.


В то же время, т.е. после Великой депрессии, но до войны, все еще сохраняли свои лидирующие позиции железнодорожники. Их потрепало во время кризиса, слегка откусили пригородных клиентов автомобили, но на приличные расстояния все же было удобнее катиться на паровозе. Тем более через континент. Это были сильные и суровые парни, по сравнению с которыми молодняк авиаторов не воспринимался конкурентами. Один Union Pacific Railroad сожрал бы все авиакомпании на завтрак и уже к обеду попросил бы еще. Особенно при опасности реальной конкуренции. DC-3 сделал конкуренцию более чем реальной и даже очень серьезной.

Собственно, стальная четверка и не сильно скрывала желание отведать авиакомпаний под соусом DC-3. Авиаторы также все прекрасно понимали и побежали искать крышу. Так случилась государственная регуляция авиаперевозок в США в виде Civil Aeronautics Board. Т.е. сперва случились разные Советы примерно с середины тридцатых, которые действовали относительно разрозненно и пытались довернуть откровенные упущения в гражданских авиаперевозках. А в 1938 Рузвельт взял веник с совочком и собрал все советы в кучку под названием CAB.

Позитив от САВ был прост - государство таким способом уберегало от пожирания олдскульными железнодорожниками молодые и неоперившиеся авиакомпании. Более того, США тем спасли и развили не только авиаперевозки, но и авиастроение. Для того, чтобы тот же DC-3 штамповать тысячами в войну, его надо было штамповать сотнями в мирное время. А для кого его штамповать сотнями, если нет сильных эксплуатантов?

Другое дело, что САВ, как и любая бюрократическая структура, рос и бронзовел. А прогресс не стоял на месте. Эти два процесса начали неоднозначно взаимодействовать примерно с 60-х, когда появилась реактивная авиация и было много дешевого топлива. Рост рынка авиаперевозок привел к золотому веку пассажирской авиации и в мире вообще, и в США особенно.


Регуляторы продолжали защищать перевозчиков от превратностей свободного рынка (да, тарифы директивно устанавливал CAB), но уже не поспевали за его развитием от слова совсем. Например, разрешение на открытие нового регионального маршрута могли рассматривать годами, а потом отказать из-за давности заявки. Проблемы начались уже в 60-х, но после нефтяного кризиса 1973 терпеть подобное стало просто невозможно.

До 1978 года государство пыталось все-таки выстроить внятную бюрократическую структуру, адекватно регулирующую "свободный" рынок. Закончил этот безблагодатный процесс Картер, который прибил САВ федеральным законом Airline Deregulation Act. На основании акта САВ упраздняли долгих 7 лет. Ирония в том, что компании, которые пережили свой золотой век в 60-х и начале 70-х, а потом решили развиваться без помощи государства и лоббировали дерегуляцию, немедленно и сразу начали страдать.


Омары на борту внезапно перестали быть важнее цены билета и времени вылета, а юные регионалы оказались проворнее заматеревших авиаперевозчиков. В сущности, после объявления дерегуляции, развивающиеся региональные компании оказались в позиции PanAm, АА и TWA тридцатых. А большая четверка в позиции железнодорожников, в силу своей огромности и инерции не способных реагировать на рынок столь же адекватно, как и молодняк. Понятно, что большие дяди аккурат с середины 80-х начали поглощать мелочевку, продавать хабы и целые направления, резать зарплаты и штаты, а также совершать иные оптимизационные действия в надежде поправить положение.

Например, АА переехала в DFW, выделила American Eagle Airlines в отдельную структуру для региональных перевозок и, в конце концов, купила Reno Air. А потом слилась в экстазе с TWA, которой тоже было не очень хорошо. Последнюю сделку обсуждают до сих пор, уж больно там все неоднозначно, но АА все же живет и даже иногда показывает прибыль. И это еще хороший сценарий с чудесным концом, почти Золушка.


PanAm дерегуляцию пережить не смогла. Да, повышение цен на нефть было контрольным выстрелом для компании. Или же гуманным усыплением безнадежно больной собаки, прострадавшей все 80-е. После объявления дерегуляции у PanAm со здоровьем стало очень плохо, а с середины 80-х компания была практически в коме. Реанимация пополам с гормонально-лучевой терапией. Потому прекратить мучения действительно было гуманным выходом из ситуации. Национальный перевозчик, на минуточку, знамя американского капитализма по всему миру и большой игрок в военной логистике.

Тотальная государственная регуляция всего и вся рынка авиаперевозок, сформировавшая большую четверку - совершенно советский подход к ценообразованию и управлению отраслью вообще. Единственное отличие состоит в том, что "Аэрофлот" был один на рынке, а там было четыре игрока. Но им САВ и не давал конфликтовать друг с другом, нарезав каждому свой кусок пирога и нервно реагируя на попытку откусить чужого.


А дерегуляция суть либерализация и вписывание в рыночек в отдельно взятой отрасли США. Итоги, как видите, откровенно впечатляют до сих пор. Считай, тридцать лет перестраивают авиаперевозки и конец не особо наблюдается.

Сокращаю и заканчиваю дозволенные речи. Какие там маслинки на фоне топливного кризиса 1973 и 1991, дерегуляции авиаперевозок им. Картера, 9/11 и прочих титанических преобразований 80-90-х? Что за ересь? Компании тогда ярды теряли, хабы продавали за копейки и людей в момент тысячами выгоняли. Сидит такой СЕО, смотрит на ярды убытков и опа - решение всех проблем, маслинка на салатике! Как по мне, так это скорее мифология, подобная моргановскому чистильщику, для сокрытия куда более значимых вещей. Или же банальное очковтирательство, призванное показать крутость менеджмента с помощью информационной накачки на фоне реального бардака и непрофессионализма. Не сработало ни разу, выпилили Роберта легко и непринужденно. И это правильно. Если это реально он придумал и продвинул, то просто идиот. А если ему приписывают чужие грехи, то его собственных успехов в АА и без маслинок хватает с головой.


Тем не менее, люди продолжают рассказывать про маслинки и волшебное лекарство под названием секвестр. Многие верят.

PS: AA после слияния с TWA стала крупнейшей авиакомпанией мира и давно в S&P 500. Почти 900 самолетов только основной компании и полторы тысячи всего. Компания обслуживает примерно 350 маршрутов, а в день делается более 6000 рейсов и перевозится более полумиллиона пассажиров. Плюс регионалы, хабы и прочие дочерние штучки, которые позволяют с изрядным трудом, но, все же, выживать на очень непростом современном рынке. Компания дает работу почти 129 тысячам человек. И все это вместе обеспечивает капитализацию в 25 миллиардов. Что примерно в 16 раз меньше капитализации "теслы". Короче, Паркер и Исом просто лошарики, не умеют ни в маслинки, ни в инновации.

PPS: А железнодорожников выпилили реактивные пассажирские самолеты. И оборзевшая в локальном социализме большая четверка авиаперевозчиков. Великий рельсовый погромЪ на то и погромЪ... То, что потом спасали всем Вашингтоном - полуразложившийся труп от железных дорог США в 30-40-х. Стюардесса, которую никто не рискует закопать. Или - вырастить новую в условиях локального социализма со своим, железнодорожным САВ-ом. Привет Алисе Зиновьевне.
Tags: наблюдательное, пни упавшего, просто так, рассуждалки
Subscribe

  • Корабликовое

    Просто такЪ. К вопросу о королевских особах. И немного видео.

  • Лирическое

    У МО в последнее время хорошее видео, но со звуком весьма средне. Сдул пыль с видеоредактора и слегка доработал напильником. Просто такЪ.

  • Поздравительное

    С праздником всех. Еще чуток.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Корабликовое

    Просто такЪ. К вопросу о королевских особах. И немного видео.

  • Лирическое

    У МО в последнее время хорошее видео, но со звуком весьма средне. Сдул пыль с видеоредактора и слегка доработал напильником. Просто такЪ.

  • Поздравительное

    С праздником всех. Еще чуток.