andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Управляемое

Кстати, о птичках.


Знаете ли вы такую птичку?


Да, Тайфун. Европейский консорциум начал пилить еще в 1979, за двадцать лет смогли поднять в воздух. Примерно с 2003 начали летать серийные. Но летать тут не означает достижения полной готовности. Был целый ряд скандалов по самолету в части применения вооружения, например.


Были вопросы по БРЭО, вопросы по обслуживанию етс.. Очевидно, что ряд вопросов так и остался нерешенным.


По итогам торгов даже педантичные и сдержанные австрийцы решили подать иск против консорциума. Говорят, наврали нам все при продаже самолетов, и эксплуатация стоит дороже чугуниевого моста, и заявленных характеристик не достигает, и вообще англичанка гадит. Абсолютно серьезно, австрийцы списывают все 15 купленный "тайфунов" до 2023 года и хотят вернуть хотя бы часть денег за эту авантюру.


Более того, на днях британские убийцы котиков выпустили доклад "Global Britain in a competitive age The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy". Эксперты прочитали там про +40 боеголовок и на том успокоились. А ведь там есть интересное и про самолетики:
With international partners including Italy and Sweden, we will continue to develop FCAS as a replacement for our Typhoon fast jets, drawing on ground-breaking technologies from the defence sector and beyond.
...
Develop the Future Combat Air System for the RAF, along with delivering upgraded Typhoon radars.


Перевожу на русский - надо делать совсем новый FCAS, а "тайфуны" выпиливать. Но быстро подобное не сделать. Потому, чтобы "тайфуны" были хоть чем-то полезны, им надо заменить радары и все с ними связанное. Сейчас это счастье выглядит таким образом и в комментариях не нуждается:


И уже прошли предварительные анонсы, что бриты будут сокращать эти пепелацы, только пока путаются в цифрах и сроках.

Более того, есть прекрасная история участия самолета в тех же индийских тендерах. Индусы оказались менее коррумпированными, чем сауды и "тайфуны" так и не купили, но сама история прекрасна и поучительна. В рамках этой драмы европейцы предлагали индусам в том числе и "тайфуны" с новыми двигателями. Т.е. со старыми EJ200, но с управляемым вектором тяги(УВТ). Было сделано предложение в 2009 году, громко и пафосно протарахтело по всем новостям... Даже картинку со стенда показали какую-то мутную. Чуть позже, когда отпали последние надежды на деньги индусов, захотели провернуть то же самое с турками. Но турки оказались еще адекватнее и вежливо послали с TFX. И - все, на том и закончилось.


Прошло 11 лет. С УВТ сегодня летают очень и очень многие. Собственно, с конца 80-х и все 90-е это было главное направление доработки военных моторов. Точнее, FADEC и УВТ. Не буду погружаться в подробности, просто замечу, что УВТ тоже сильно разное. Например, серийные истребители СУ используют такую конструкцию:


Серийные же F-22 с кормы выглядят несколько иначе:


При этом уже сами американцы не очень понимают - зачем именно они выглядят настолько иначе и стоило ли некое снижение заметности 10-15% тяги. Кстати, у них же был интересный эксперимент с УВТ:


Абсолютно серьезно - очень интересный эксперимент:


Эта УВТ-революция есть один из краеугольных камней сверхманевренности и развития истребителей вообще. Шишек уже набили все, даже китайцы. Сомнений в необходимости технологии нет, споры идут лишь о возможных путях достижения результата. Понятно, что самолетные КБ хотят всего и сразу. Т.е. чтобы и тяга росла, и надежность, и тяга всеракурсно менялась сей же секунд. Двигателисты говорят, что лучше бы быстрее, чем на 30 градусов в секунду не вертеть соплом. И вообще, господа хорошие, не соизволили бы вы урезать осетра. Из нашего позитива - вроде бы плюнули слюнями на прямоугольники и преклонение перед западом в этой части, развивают нормальное круглое изделие.

В это время "Тайфуны" летают со старыми двигателями. И EJ200 с УВТ никто на самолете так и не увидел. Да и шансы на подобный апгрейд, с учетом таких докладов - мизерные.

Суровая правда заключается в том, что европейцы не могут в современные боевые двигатели. Огромный RR сделать для тихоходного пассажира на один номинальный режим - могут. Двигатель для истребителя, который должен уметь в разные режимы для очень разных скоростей, с УВТ и бесфорсажным сверхзвуком - не могут. Наши могут. Американцы могут. Китайцы уже почти могут, скоро смогут индусы. Бриты и прочие в этой части сегодня есть третьи страны. Поскольку Верхняя Вольта была под французами - пусть будет Гамбия с ракетами. И с 48-ю F-35, и +40 боеголовками. Или Занзибар.

Нет, тут нет ничего сакрального, все примерно понимают, в каком направлении копать и какой именно лопатой. Возможно, и смогут. Лет через 10-20 упорной, системной и последовательной работы. Сегодня же просто констатирую факт.

А начинали с EJ200 неплохо, могло бы что-то и выйти.


Не судьба.
Tags: наблюдательное, пни упавшего, самолетиковое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Катастрофическое

    (помявшись) Никогда такого не было и вот опять. Есть такой великий эстонец - Солонин. В 1987 году закончил свою общественно-полезную…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Прискорбно мало картинок: А тут уже реконструкторы. Замыслы у гражданина были богатые:…

  • Корабликовое

    Просто такЪ. Немного хроник страны-судоколонки. Это проект RSD59. Короткое видео: Данный проект…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Recent Posts from This Journal

  • Катастрофическое

    (помявшись) Никогда такого не было и вот опять. Есть такой великий эстонец - Солонин. В 1987 году закончил свою общественно-полезную…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Прискорбно мало картинок: А тут уже реконструкторы. Замыслы у гражданина были богатые:…

  • Корабликовое

    Просто такЪ. Немного хроник страны-судоколонки. Это проект RSD59. Короткое видео: Данный проект…