andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Самолетиковое

Внезапный субботний самолетик.


Продолжаем разговор. Немного картинок.


Немного внутренностей:



Немного занудного видео с суровой правдой жизни.


И, для сравнения, как это подавалось на красивых докладах:


Напомню, что Миг, появившийся одновременно с этим самолетом, выглядел так:


И с этими реданами связана даже замечательная история из воспоминаний Адлера:
Испытывая некоторую тревогу по поводу постройки будущего Як-15 из-за оригинальной схемы, Яковлев не удержался от соблазна и поделился с А.И.Микояном своими планами, не подозревая в нем опасного конкурента.

После чего случилась драма:
В день, назначенный для первого полета, Як-15 стоял в полной готовности на аэродроме ЛИИ с самого утра, но с командного пункта сообщили: в первой половине дня действует запрет на полеты в связи с крупномасштабными тренировочными полетами авиационных соединений, занятых подготовкой к первомайскому параду. Вынуждены ждать.

Между тем, пока мы всю зиму проторчали в ЦАГИ, Микоян ускоренно строил МиГ-9. Ревниво следя за нашими экспериментами, ему удалось получить заключение ЦАГИ, базирующееся на результатах продувок Як-15 аналогичной реданной схемы. Таким образом, МиГ-9 догнал Як-15 и теперь, так же как и мы, ожидал разрешения на первый вылет.

Когда же Артем Иванович узнал о запрете, он лично позвонил командующему авиацией Московского военного округа и попросил разрешить ему, в виде исключения, произвести первый вылет МиГа.

К нашему удивлению, МиГ-9, стоявший неподалеку, зашумел турбинами и спокойно порулил на старт. Пробежав немного, легко оторвался, сделал пару кругов и, победоносно шумя, подрулил на свою стоянку. Спустя пару часов наш Як-15 под управлением Михаила Иванова сделал то же самое, но история уже свершилась! МиГ был первым.


Не будем задавать глупых вопросов про то, кто же организовал запрет на полеты и почему проторчали зиму. Напомню лишь об этом проекте Лагг-а 1943 года под двигатель Люльки.


Мог ли великий изобретатель в должности замнаркома не знать об этом проекте? Тут надо хорошо подумать, прежде чем отвечать: если не знал, то это вон из профессии. Если знал, то воспоминания Яковлева и Адлера начинают играть новыми красками. Очень непростой выбор!

Отвлечемся от скандалов и интриг. Нужно понимать, что все яд и все лекарство. Редан от Микояна и редан от Адлера - это два разных редана. Можно и так, если нужно срочно. Но трехопорное шасси с нормальным носовым колесом рулит. Яковлевцам не помог даже кусок железяки(тоже не от хорошей жизни, мало кто любит запах горелой резины) вместо заднего колеса, слишком много недостатков у такого решения. По зиме это обледенение хвостового оперения на взлете, по лету это острая необходимость в теплозащите, всегда колебания заднего колеса в реактивной струе и прочие радости эксплуатации. Особенно весело было на грунтовых аэродромах, где бьющая в полосу струя работала на манер известного устройства.


Собственно, военные так и сказали открытым текстом на госах:
Самолет Як-15, как имеющий пилотажные качества, близкие к серийному самолету Як-3, находящемуся на вооружении, удовлетворяет требованиям ВВС, предъявляемым к тренировочному реактивному истребителю… Ввиду исключительно малой дальности полета — 300 км на наивыгоднейшем режиме на высоте 1000 м одиночного самолета до полного выгорания топлива доведение самолета до боевого состояния нецелесообразно, так как в этом случае ухудшаются его пилотажные качества, вследствие <…> значительного увеличения полетного веса за счет горючего для достижения дальности полета 800–900 км, необходимой для боевого самолета. Считать необходимым, в силу простоты конструкции, малой тяги двигателя РД-10 и простоты пилотирования, <…> Як-15 модифицировать в учебно-тренировочный с двойным управлением и трехколесным шасси.

Т.е. совсем обижать мы вас правдой не будем, как учебно-тренировочный еще туда-сюда, но шасси извольте переделать. Потому с того же 1947 года последовала буквально серия модификаций на основе этого акта. Як-17, Як-17УТИ, Як-23 - куда более живые машины, реализующие идеи военных относительно дешевого и легкого в освоении реактивного учебного самолета.


Нужное дело, когда надо массово пересаживать людей на реактивную тягу. Только это история совсем не такая пафосная и инновационная, как про первый реактивный истребитель, согласитесь.

И еще одна замечательная история про югославских и польских братушек:


PS: На протяжении всей истории Як-15 шла борьба за разрешение на высший пилотаж. Сперва вообще запрещали, потом разрешали без отрицательных перегрузок... Крайне мутная история, связанная со смазкой двигателя, прочностью того же крыла, вибрациями и иными "особенностями" конструкции. На Як-23 порешали комплексом мероприятий, конечно, прежде всего полной переработкой хвоста. Но это уже очень сильно другой самолет. Да и время, "прошло годы".

PPS: Обратите внимание на ограничения скорости в зависимости от высоты. Тоже показательный момент.

Tags: просто так, рассуждалки, самолетиковое
Subscribe

  • Криминальненькое

    (помявшись) Раз уж начали тему криминала... Сегодня реально о преступлениях тоталитарного режима. Точнее, об истории преступлений. Информация…

  • Китайское

    (помявшись) Позвольте пару слов про китайцев. Краткое содержание - китайцы 70 лет воевали и победили пустыню. Молодцы, без шуток и сарказма.…

  • Научное

    Продолжаем разговорЪ. Вывели на околоземную орбиту, стыковка с МКС ожидается 29 июля. Будет вот так: Косяк, конечно. Зачем эти НОО на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments