
Начну, пожалуй, с L2.

1913 год, стравливали несущий водород слишком интенсивно, пожар и серия взрывов, 28 человек.
1923 год, "Диксмюд", он же L-72.

Шторм на побережье Северной Африке и ошибки в пилотировании. Не то 50, не то 58 человек - все, кто был на борту.
1928 год, "Италия", известная экспедиция.

Обледенение и туман, встречный ветер... Со слов Нобиле - разрыв оболочки и утечка несущего газа, но это не точно. Погибло всего 8 человек благодаря невероятной спасательной экспедиции и столь же невероятному везению.
Далее был R101.

1930 год, погода и отказ одного из двигателей, ошибки в пилотировании. 48 человек.
И тот самый авианесущий "Акрон".


1931 год, погода и ошибки в пилотировании. 73 человека из команды в 76 человек погибли, троих спас случайный немецкий корабль. Вообще говоря, "Акрон" был не сильно меньше LZ 129 и разница в грузоподъемности объясняется не столько объемом, сколько гелием. И это же обстоятельство ломает об колено всю мифологию о безопасных гелиевых дирижаблях.
И только потом, в 1937 году, случился загадочный "Гинденбург", погубивший 36 человек.
Из этого неполного списка немедленно и сразу следует, что три дирижабля похоронили куда больше человеков, чем "Гинденбург". Один "Акрон" убил вдвое больше, чем немцы. Думаете, гибель "Акрона" содержит меньше загадок, чем "Гинденбурга"? Или история "Диксмюда" прозрачна, аки слеза младенца? А теперь вспомните, сколько расследований вы прочитали и сколько фильмов посмотрели про "Диксмюд" или "Акрон". И сравните с количеством материалов по "Гинденбургу".
Внезапно - на людей куда сильнее влияет картинка, чем количество жертв, обстоятельства катастрофы и иные объективные данные. Движущиеся картинки просто кроют любые объективности как бык овцу. "Гинденбург" не только сфотографировали, но и сняли синематограф катастрофы.
Вот и весь секрет.
А закончу стихами.
Десятком кораблей
меж льдами
северными
побыли
И возвращаются
с потерей самолетов
и людей…
и ног…
Всемирному
«перпетуум-Нобиле»
Пора
попробовать
подвесть итог
Фашистский генерал
на полюс
яро лез
На Нобиле —
благословенье папское.
Не карты полюсов
он вез с собой,
а крест,
громаднейший крестище…
и шампанское!
Аэростат погиб.
Спаситель —
самолет.
Отдавши честь
рукой
в пуховых варежках,
предав
товарищей,
вонзивших когти в лед,
бежал
фашистский генералишко.
Со скользкой толщи
льдистый
лез,
вопль о помощи:
«Эс-о-Эс!»
Не сговорившись,
в спорах покидая порт,
вразброд
выходят
иностранные суда.
Одних
ведет
веселый
снежный спорт,
других —
самореклама государств.
Европа
гибель
предвещала нам по карте,
мешала,
врала,
подхихикивала недоверчиво,
когда
в неведомые
океаны Арктики
железный «Красин»
лез,
винты заверчивая.
Советских
летчиков
впиваются глаза.
Нашли!
Разысканы —
в туманной яме.
И «Красин»
итальянцев
подбирает, показав,
что мы
хозяйничаем
льдистыми краями.
Теперь
скажите вы,
которые летали,
что нахалтурили
начальники «Италии»?
Не от креста ль
с шампанским
дирижабля крен?
Мы ждем
от Нобиле
живое слово:
Чего сбежали?
Где Мальмгрен?
Он умер?
Или бросили живого?
Дивите
подвигом
фашистский мир,
а мы,
в пространство
врезываясь, в белое
работу
делали
и делаем.
Снова
«Красин»
в айсберги вросся.
За Амундсеном!
Днями воспользуйся!
Мы
отыщем
простого матроса,
Победившего
два полюса!
PS: Лично я ставлю на фермера из окрестностей Лейкхерста. Куры - это серьезно, из-за несушек и не такое делали.