andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Автомобильчиковое

Немного букв об автомобильной промышленности, романтике первого автомобиля и воздушных потоках.



ТутЪ геноссе романтически вспоминает о "Таврии". В принципе, я понимаю - забыть это сложно. Потому тоже немного воспоминаний.

Меня эта чаша минула. И за это я бесконечно благодарен судьбе. Благодарить начал годах так в 90-х, когда меня подвозил товарищ. Комплекс полученных ощущений был таков, что до сих пор вздрагиваю. Хотя вполне спокойно переношу ту же "классику", например. Или Луаз. Товарищ купил поделие исключительно из бюджетных соображений, на вторичном рынке за какие-то копейки. И продал примерно через год, потому как терпеть это даже за деньги было крайне сложно. А когда у него случилась та самая рейка в рулевом и он едва разминулся с большим грузовиком наказания - мозги стали на место и гражданин принял единственно верное решение.

"Таврия" удивляет прежде всего тем, что она удивительно гармонична. В ней технические решения гармонируют с качеством изготовления и качеством комплектующих. В ней экстерьер гармонирует с интерьером, а все вместе гармонирует с качеством салонного пластика, качеством сварки и окраски. И, опять же, с техническими решениями. В ней просто нет сильных и надежных мест - если что-то не сломалось или не раздражает вас стуком, скрипом, люфтом етс., значит вы просто еще не обратили внимание на явление. Совершенно удивительный продукт при, казалось бы, совершенно ординарных и хорошо доведенных принципиальных конструктивных решениях.

В 70-х весь советский автопром выпиливал лобзиком мобили с передним приводом. Все ставили двигатели поперек, все дизайнили хэтчбеки, все впихивали коробки в моторный отсек... Дело было новое, буквально ломка стереотипов конструирования. НАМИ помогал в меру сил как в конструировании, так и в испытаниях на полигоне. Так или иначе, во время этих работ появился "гольф", фиатик UNO, фиеста и целый выводок японцев. И жить сразу стало проще.

ЗАЗ-у сказали сделать UNO. Они сказали, что и сами умные. После того, как Минавтопром настоял - сделали нечто настолько феерическое, что министерство даже не стало испытывать. Просто закупили "фиесту" и привезли в Запорожье. И сказали - вот это машина, которая нам нужна, сделайте. Увы, времена давно уже были травоядные и Ту-4 не вышло. Вышла "Таврия". Что особенно доставляет, вышла на несколько лет позже 2108. Минавтопром опять ошалел от счастья, но тут уже не свезло сразу всем.

Самое плохое в этой истории, что Леонид Ильич вышел из Днепродзержинска и сохранил слишком много связей с теми кланами. Потому у энтузиастов из Запорожья получилось прикатить ему "Таврию" в Крым, что и изображено на самом первом фото. Подробности этой исторической встречи сегодня излагают весьма разнообразно, но очень похоже на то, что бровями он одобрительно таки пошевелил.

Говорят, что он поездил и восхитился повадками автомобиля. Сомневаюсь, Брежнев автомобили любил и гонял весьма бодро. А разницу между немцем и ставридой не заметить сложно даже неофиту.


Говорят, что генсек очень впечатлился всеми дизайнерскими решениями. Повторюсь - автомобилей у него было предостаточно и крайне сложно представить себе человека, который радуется страшному, вонючему, жесткому и скрипучему пластику "Таврии" после обшитого кожей интерьера какого-нибудь плимута с электроприводами во всех местах. Да и в целом версия сомнительна - Брежнев красоту понимал и ценил.


В любом случае - сила пересилила силу, министерство против одобрения генсека сделать уже ничего не могло и разрешило ставить поделие на конвейер.

Начинался выпуск с мелитопольским Мемз-245 объемом в 1100 кубиков. Да, в нем смогли уйти от текстолитовой шестерни и воздушного охлаждения. Однако снабдили жигулевскими маслосъемными колпачками,а это известная своей "надежностью" деталь. Вместе с нагруженной в температурном смысле головой и штоками клапанов - результат был немного предсказуем. Плюс фирменное мелитопольское качество... Короче говоря, рассказы про 100К до капиталки не более, чем красивые байки. Мотористы оценивали его ресурс в половину от 2101, а остальное исключительно за счет везения и звезд на небе. Удивительный эффект при том, что мотор совершенно обычен по тем временам, никаких инноваций, обычная копипаста.

Но самое удивительное в этом моторе - его абсолютная, тотальная ненужность. Моторы семейства ВАЗ-2108 изначально проектировались в трех объемах, 1100, 1300 и 1500 кубов. Ваз-овские моторы доводились совместно с немцами и на выходе получился действительно интересный двигатель. Куда интереснее 2101 как по характеристикам, так и по ресурсу. Расскажите мне, за каким делать еще один, априори худший мотор в том же классе? Нельзя ли за эти деньги довернуть производительность по части комплектовки на ВАЗ-е и отдавать на ЗАЗ готовые моторы? Или, на худой конец, комплекты для сборки в Мелитополь?

Понятно, что люди немедленно и сразу начали уставать от этого агрегата и мостить под капот что угодно, лишь бы не Мемз. Завод и сам втыкал туда всякое. И метод тупого перебора все же привел к тому решению, которое было очевидно с самого начала - мотор 2108 оказался вполне уместен под капотом. Но время уже было другое, "таврия" помирала естественной смертью и модификация не взлетела.

Еще одно гениальное решение - колеса ставриды.


Дело в том, что у "запорожцев" четыре отверстия под шпильки на внутренней отбортовке обода всегда были слабым местом. Оно и от рождения было не особо сильным - чего только не подкладывали под гайки, чтобы нормально затянуть колесо. А потом посадочные места ускоренно корродировали из-за своего необычного расположения. И все становилось не просто грустно, но опасно. В Запорожье о проблеме знали и все опасности понимали. Потому и оставили в самом влажном и грязном месте посадочные места, а для надежности уменьшили их количество. Хороший план и он не мог не сработать. Помню даже статью, где одна тварь с завода рассказывала о том, что таким образом они позаботились об инвалидах - на целую гайку меньше крутить стало!

И так везде, фирменный стиль конструирования и исполнения крайне прост: хорошее используй минимально в самом извращенном виде. А все худшее из своего опыта ухудши и используй по максимуму. И обязательно сделай все из фекалий пополам с пластилином, но чтобы гнило как голая углеродка в соляной камере.

В качестве вишенки - два слова о вентиляции. Любой человек, хоть водитель, хоть пассажир, не может не обратить внимание на особенность любой "таврии". В ней человеку холодно со стороны двери и жарко со стороны центра. Объяснение очень простое, ниже на картинке черным основные воздушные потоки в системе вентиляции.


Если вы попытаетесь найти поток, который дул бы в ноги со стороны дверей, то вас ждет неудача. Его, извините, просто нет. С учетом фирменных зазоров и качества уплотнителей - система работала очень просто. По холоду люди мерзли и включали отопление на максимум. А для хорошего прогрева теплый воздух надо направлять вниз. Потому "внутренняя" нога получала весь заряд бодрости и едва ли не покрывалась волдырям, а "внешняя" в это же время покрывалась инеем. И дело было не в заедающих ползунках, заслонках и ненадежных моторчиках печки - дело в принципе, так было задумано сразу.

Понимаете... Это же кто-то придумывал, так? Придумывал в то время, как уже были хорошие, годные конструкции в качестве примера. И ничего не стоило сделать нормально. Или, хотя бы, без откровенной шизофрении. И вы понимали, что вы же будете это потом выпускать, а ваш сосед будет на этом ездить. И ваши испытатели наверняка вам рассказали про ту же вентиляцию все, что думали буквально через неделю после начала поездок. И вы, бляди, даже сами в своем поделии поездили по полигону. Тем не менее, вот все эти участники регаты приложили титанические усилия для того, чтобы продавить в серию феерическое и откровенно опасное для людей говнище. И никто из них не возмутился и не остановил это все. Кроме Минавтопрома, которому заткнули рот на уровне политбюро.

Нужно понимать, что больше всего от этого шоу пострадало само Запорожье. И, прежде всего, сами работники завода. Запорожье до сих пор удивляет количеством "Таврий", а в 90-х и подавно в них было буквально все. Т.е. люди выстрелили в ногу прежде всего себе, а не кому-то там. Что они получили в плюс? Ну, наверное, кто-то какую-то премию получил. Но, уверен, то же министерство потом сделало все, чтобы отыграться. Суммарно это все откровенный минус на всех этажах иерархии, от простого сборщика до тех гондурасов, которые имели доступ к телу и прикатили с показом к генсеку в Крым.

Ради удовлетворения своих персональных тараканов целый набор персонажей нанесли серьезный ущерб не только самим себе, но государству и населению в целом. Хуже того - эти люди заблокировали целый набор интересных возможностей для роста в этой сфере. Весь Союз и всех покупателей поставили в интересную позу ради своих извращенных, нелепых амбиций. Наверное, можно на этом построить целую теорию про хохлизм в СССР и незалежность мышления... Думаю, это было бы сильное упрощение. Скорее тут вопрос системы селекции управляющих кадров на всех уровнях.

В этой связи - расскажите мне опять про работающее советское планирование, нормирование, автоматизированные системы и прочие радости жизни. Сами видите, что пост не про технику, не про автомобили и не про подходы к конструированию. Опять вышло про влияние когнитивных искажений и откровенной психиатрии на систему "планирования" и действовавшие обычаи в области принятия далеко не самых мелочных решений.

А романтика первого автомобиля... Ну, что такого, и правда романтика. Здоровая психика так и работает - плохое и травматичное забывается, а приятное послевкусие сохраняется. Иначе окружали бы нас исключительно депрессивные пешеходы, впадающие в ступор от любого автомобиля. А от вида "таврии" оперативно уезжавшие в кардиологию.
Tags: никогда такого не было и вот опять, рассуждалки, структура мясорубки
Subscribe

  • Информированное

    Только поговорили про информационную составляющую... Пояснения в конгрессе просто завораживают. Краткое содержание - да кто же знает, по кому…

  • Избирательное

    Надо голосовать, я считаю.

  • Ответное

    На любые вопросы даю любые ответы. Все же она прекрасна.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments

  • Информированное

    Только поговорили про информационную составляющую... Пояснения в конгрессе просто завораживают. Краткое содержание - да кто же знает, по кому…

  • Избирательное

    Надо голосовать, я считаю.

  • Ответное

    На любые вопросы даю любые ответы. Все же она прекрасна.