
Есть такая штука, как приказ Минтранса России "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов". И там есть приложение № 2 следующего содержания:

Да и в целом душеспасительный документ, рекомендую. Там есть, например, раздел "II. Класс и физические характеристики аэродромов". В котором, например, следующее:
2.1. Класс аэродрома, имеющего одну взлетно-посадочную полосу (далее - ВПП), определяется классом ВПП.
2.2. Класс аэродромов, имеющих две или более ВПП, определяется классом взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием (далее - ИВПП), а при ее отсутствии - грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ГВПП), имеющей наибольшую длину.
2.3. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с классификацией, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам.
2.4. Летная полоса (далее - ЛП), включающая как оборудованную, так и необорудованную ВПП, должна простираться за каждым концом ВПП или за концевой полосой торможения (далее - КПТ), если она предусмотрена, на расстояние не менее 150 м для ВПП классов А, Б, В, Г, Д и 60 м для ВПП класса Е.
2.5. ЛП, включающая оборудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:
150 м для ВПП классов А, Б, В, Г;
75 м для ВПП классов Д и Е.
2.6. Летная полоса, включающая необорудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:
80 м для ВПП классов А и Б;
70 м для ВПП класса В;
65 м для ВПП класса Г;
55 м для ВПП класса Д;
40 м для ВПП класса Е.
2.7. Часть ЛП, которая включает оборудованную или необорудованную ВПП, расположенная по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП), должна быть спланирована и подготовлена таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения воздушного судна при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.
Спланированная часть ЛП должна простираться от оси ВПП на расстояние не менее:
80 м для ВПП классов А и Б;
70 м для ВПП класса В;
65 м для ВПП класса Г;
55 м для ВПП класса Д;
40 м для ВПП класса Е.
Спланированная часть ЛП для грунтовых необорудованных аэродромов должна простираться от оси ГВПП на расстояние не менее:
50 м для ГВПП класса Г;
25 м для ГВПП классов Д и Е.
Уж извините за столь обильное цитирование, но это важно не только в части применения классов из приложения 2. Здесь интересны еще и требования к ширине ВПП. И особый интерес представляют требования к необорудованным частям ВПП.
Вообще же вокруг темы очень много всяких интересных документов. С различными интересными картинками и табличками.

И это везде так, кстати говоря. У нас еще гуманно подходят - иллюстрируют наглядно.

А поклонники футов и фунтов излагают тему со всей пролетарской ненавистью:

Хотя в принципе суть не меняется:

Есть специальные строительные нормы и правила для этой темы, описывающие буквально все вплоть до требований к песку и гравию.

Есть требования и руководства по проектированию ВПП, обязательные к применению. И там тоже всё и про всё - от расчистки и уклонов до КЗБ/КПТ и светового оборудования.

И не просто требования и нормы, но исследования взаимного влияния параметров полосы, ТТХ типов и прочих условий.


Отдельное и особое влияние уделяется атмосфере. Т.е. те самые стандартные условия, которые фигурируют в приложениях, некоторым образом идеализированы. А в жизни все немного сложнее и это влияет на потребную геометрию объекта не просто в большую сторону - параметры вполне себе считаются по известным зависимостям из известных документов.
Просто для иллюстрации степени дотошности документов - еще одна картинка.

В основе же просто понимание того, что ВПП это не просто кусок ровной поверхности, но трехмерное сооружение, обеспечивающее безопасную эксплуатацию аппарата, перемещающегося в трех измерениях в реальных и изрядно волатильных условиях.

А реальные условия очень сильно всякие.
Надеюсь, хоть какой-то интерес к вопросу возбудил. Равно как и пояснил

Да, и пару слов про медвежьи углы и прочие замерзшие жопы мира. Такой аргумент тоже имеет место быть, потому вот вам нотариально заверенный скриншот.

Это Уэлен, от которого до ближайшего Wales на Аляске 98 км.

В войну через него гоняли самолеты и для того оборудовали там ВПП, обозначена красной линией. Она и до сих пор хорошо опознается на летних снимках с высокой точностью - ее длина была 820 м и ориентирована была именно так, можете перепроверить.
Т.е. страшная война на дворе, до царя дальше некуда, климатические условия известно какие, ресурсов минимум, сил столько же и так далее. А все равно люди оборудовали полосу согласно основным нормативным документам и содержали настоящим образом.
Потому что.
PS: Про сверхпроводниковые инновации как-нибудь в другой раз, надо восстановиться после девятимоторчиковых бипланов.