
Есть машины с реактивным двиглом сзади. Есть ТМГ-ЗА-01 - тепловая машина гололедная, у которой с ВК-1(А) на колесном ходу(прицепной рабочий орган называется) спереди.

Не суть, в СССР все подобные машины были построены вокруг остаточного ресурса тех ВК-1, которым в воздух уже было нельзя. Страшный в деле агрегат, сносит остатки снега, наледь и просушивает поверхность со скоростью до 3 км/ч(а это весьма неплохо для таких работ). Или, если угодно - имеет производительность до 10 000 м2/ч при наледи до 5 мм и температуре воздуха не ниже -5 градусов.
Все бы ничего, но за эффективность и скорость надо платить. И платили расходом топлива, порядка тонны уходило за час работы. Соответственно, хоть "Урал", хоть любая другая повозка должна была иметь объемный расходный бак. При таких начальных условиях было вполне логично использовать бензовозы повышенной проходимости с отдельным прицепным рабочим органом для эпизодических работ по расчистке полосы. Канистра на базе "Урала" бывает разная, но, среднепотолочно, это не менее 6,5 тонн горючего.
Есть мнение, что 11 октября 1984 года на ВПП Омска работало три таких машины. Еще одна версия - один "Урал-375" и один Краз-258 с более емким баком. Факт, подтвержденный фотографиями - наличие на полосе как минимум одного "Урала" и уазика с техником, управлявшего работой машин и контролировавшего качество покрытия после прохождения "горынычей".
От уазика с техником осталось следующее:

"Урал" превратился в это:

Ту-154Б, который садился в темное время, в условиях плохой видимости(дождь, дымка, облачность, ветер 7-9 м/с, низкая облачность и видимость до 3 км), попытался избежать столкновения в последний момент, но не преуспел. В итоге автомобили на полосе превратились в то, что выше. А самолет выглядел так.




С учетом топлива в снегоуборочной технике и остатков топлива в самолете - "урал" так еще неплохо выглядит. Объясняют неполноту сгорания тем, что самолет пропорол цистерны и раскидал автомобили, а сам остался практически в центре лужи топлива. А потом добавил еще и своей горючки. Может быть, сам самолет тоже более всего выгорел в центральной части, при этом хвост и нос пострадали заметно меньше.
23-летний диспетчер Андрей Бородаенко разрешил выезд техники на ВПП, не включил оповещение "ВПП занята", и дважды невнятно пробурчал нечто на запросы экипажа. Для того, чтобы понять сказанное пришлось делать отдельную экспертизу.

На суде сказал, что ничего не помнит - ни про разрешение на уборку полосы, ни про радиообмен с экипажем... Он просто заснул. Многие пытаются смягчить его вину наличием двух маленьких детей и постоянным недосыпом. Однако, все не так однозначно. Из допроса:
— Почему ты спал?
— Восьмого [октября] после ночи сдавал повторно кардиограмму, потом поехал домой. Девятого прошёл на МВЛ (местные воздушные линии. — Прим. ред.), выпили вдвоём бутылку «Славянки». Получил зарплату. Зашли и выпили по 100 граммов. В начале шестого часа вечера приехал домой. Десятого работал по хозяйству. Перед заступлением на дежурство спал с четырёх до шести часов вечера. Затем ходил за ребёнком в детсад. В 22 часа прошёл медосмотр. Чувствовал себя нормально.
...
— Кому вы доложили, что полоса свободна?
— Этой связи я не помню.
— Бывали у вас случаи, что вы спали на работе?
— Были случаи. Дремал.
В каком-то интервью пробегало, что Бородаенко был типичный каблук, а дома была типичная лесопилка. И якобы потому он периодически сбрасывал негатив, употребляя в компании. Может быть, но и алкоголиком он точно не был. Да и по допросам не производит впечатление отморозка или хроника. Вину признал полностью, получил законные 15 лет. Вместе с ним сели на большие сроки руководитель полетов, авиадиспетчер посадки и руководитель аэродромной службы. Последний, кстати, тоже не агнец и не стрелочник, машины не были оборудованы проблесковыми маячками и работали без связи. Были бы рабочие "люстры" - у экипажа появился бы шанс. Есть мнение, что Бородаенко покончил с собой в камере.
Погибло 4 человека на земле и 174 на борту. Всего в самолете было 179 человек, в т.ч. 24 ребенка. Выжило 5 человек с самолета, судя по всему - из экипажа. Говорят, трупов могло быть больше, т.к. один из членов экипажа с ожогами и весь в крови бегал по полосе с ПМ-ом в надежде встретить главного героя. Остановили буквально в последний момент, когда он почти добрался до кого-то из аэродромной службы. В любом случае, это и так самая крупная авиакатастрофа не только в СССР, но и в России до сих пор.

Что хотелось бы сказать... Детьми, конечно, заниматься надо. Цветы жизни и все такое. Но и фанатизм тут неуместен. А то и своих без отца оставить можно, и чужих жизни лишить.