
Вот вам еще Риги-11 в разных окрасах.


Благодаря оригинальной хребтовой раме с трубой овального сечения конструкторам удалось достичь уникального сочетания качеств - рекордного веса среди дырчиков и мизерной жесткости конструкции. Настолько мизерной, что пришлось усиливать ее всякими косынками для того, чтобы поделие разрешили поставить на конвейер. Счастье комплектовалось откровенно слабым для такой массы двигателем Д-6. Пишут про 1,2 л.с., но это вранье - сегодня кто ни измерит на стенде, никто еще больше 0,8 не получил. В реальных условиях это было 0,5-0,7, в зависимости от дотошности хозяина. Сочетание веса рамы с тяжелыми колесами и таким двиглом приводило к тому, что гиподинамии владелец мог не опасаться совсем.

Но особенно весело было на подъемах. Дело в том, что еще одно оригинальное решение, плоский бак над задним колесом, позволило добиться принципиального нежелания пепелаца двигаться в горку. Если у вас меньше половины бака, то любой более-менее крутой подъем вызывает осушение карбюратора с остановкой мопеда. Прелесть ситуации заключалась втом, что мопедист успевал проехать некоторое расстояние в гору до остановки. И дальше у него был нелегкий выбор из нескольких извращенных сценариев.
Проблема была настолько остра, что

Но все равно было понятно, что Рига-11 с мотором Д-6 это издевательство даже для нетребовательного советского покупателя. И в середине 80-х появилась Рига-13 с мотором Д-8. Это был невероятный прогресс, т.к. мопед был оснащен высокотехнологичной рамой(обычная велосипедная, слегка усиленная) килограмм на 6 легче хребтовой. Не менее высокотехнологичный бак размещался в научно-обоснованном месте и снабжал двигатель бензином бесперебойно. Колеса стали чуть тоньше и легче. А на Д-8 с определенного момента стали ставить электронное зажигание, которое хоть и ломалось периодически, но все же позволило приблизиться к 1 л.с. на заднем колесе. Опытные люди говорят, что это была заметная разница. Плюс всякие мелкие плюшки вроде стоп-сигнала и зеркал...

Кстати, до сих пор интересно, как они сертифицировали ТС для дорог общего пользования с катафотом вместо стопа и без зеркал. Да, я понимаю, что это как-бы велосипед, но все же...
А вообще, если помните, эта история началась в 50-х с двигателя Д-4 той же самой мощности, что и Д-6.

Который делали для легкой моторизации самого обычного "взрослого" велосипеда. Велосипед 16-17 кг, двигатель 6 кг, маленький бак на 2 литра плюс еще килограмм-два на вторую велосипедную цепь и звезду... В 30 кг укладывались легко и получали что-то способное к самостоятельному передвижению. Что и сегодня с успехом доказывают китайцы, выпуская комплекты с аналогом Д-6/8 для установки на велосипеды.

Т.е. 30 лет
При этом нужно отдавать отчет, что Рига-13 это вынужденное и очень частичное отступление от намеченного курса. Думаю, что сохранись СССР, мы бы смогли увидеть и 60 кг с одной лошадиной силой от Рижского мотозавода. Не судьба. И это к лучшему.