
Двигатель Wright R-3350 Duplex-Cyclone - совершенно особенная штука. Начинать историю, пожалуй, стоит с этого самолета.

Не смотрите на него скептически - изначально замысел был на шестимоторный бомбер с моторами мощностью не менее 2000 л.с.. Но ранее все такие проекты отметались, таких моторов как-бы и не было вовсе. И сперва было не очень понятно, как этого добиться. Некоторые даже смотрели на такие показатели как на утопию. Цилиндры были уже почти предельные по диаметру, ход поршней также находился на грани разумного, количество цилиндров на одну звезду догнали до 9... Тупичок-с! Однако на P&W уже снизошло озарение и они начали умножать сущности. Т.е. увеличивать количество "звезд" в одном моторе. И стало счастье двухрядным с дополнительным словом Double в названии.

Double Wasp-ы клепали с 1939 года, а последний серийный мотор выпустили в 1960. 21 год в этом непростом бизнесе - это срок. И показатель того, насколько гениально попали проектировщики в потребности самолетостроителей. Естественно, такой успех заметили сразу и все. И начали делать ровно то же самое. Только словечки добавляли чуть другие в название. Например, Wright из Cyclone сделали Twin Cyclone, а потом и Duplex Cyclone на 55 литров.
Его и хотели поставить на Douglas XBLR-2. Правда, с шестимоторной версией не заладилось и военные с производителем пришли к консенсусу вокруг четырехмоторной версии. В итоге появился В-19 с невероятной тогда дальностью больше 12К километров. Но пока устраняли технические проблемы выяснилось, что вообще-то можно и с Англии бомбить немцев. Или взлететь в Англии, а приземлиться в Полтаве. И 12К дальности как-бы и не надо вовсе. Не судьба!
Но моторы были хорошие и с ними построили другой, куда более известный самолет.

Который имел всего 8К перегоночной дальности, но этого было с головой для всех задач - никто уже Гитлера через океан бомбить не собирался.
Вот 6 августа прекрасный В-29 с не менее прекрасными моторами Duplex Cyclone с этими прекрасными парнями на борту взял, да и сбросил атомную бомбу на Хиросиму.

Которая до того была такой:

А стала такой:

Общее количество хиросимских жертв принято оценивать в 80-100 тысяч. На самом деле никто их толком не считал.

Говорят, что за 5 лет от бомбардировки и ее последствий скончалось не менее 200К человек. Но это именно что говорят. Феерия, которая творилась тогда в Хиросиме по части ликвидации последствий и оказанию помощи пострадавшим отчасти нашла отражение в известном советском отчете посольских работников. И сравнить ее можно только с феерией, которая случилась чуть позже в Нагасаки. Говорят, что ознакомившиеся с этим отчетом уже не так удивляются всяким достижениям критичности в деревне Токай. Склонен верить.
Собственно, это все, что нужно знать для понимания термина "синергия". Отмороженность и людоедские замашки американцев дополнились не менее впечатляющими спасательными методологиями японцев. В итоге можно считать, что через пять лет Хиросимы просто не стало - на момент бомбардировки там было порядка 230-250 тысяч человек населения.
С другой стороны, такой подход не есть что-то оригинальное - нечто в том же духе мир наблюдал в том же году 3 мая. Тогда синергетического эффекта добились героические бриты совместно с эсесовцами в нелегком деле убийства заключенных в любекской бухте.
Ну, ничего страшного. Сейчас японским школьникам уже начинают рассказывать, что бомбили их русские. Скоро там и вовсе такая точка зрения станет нормой. Особенно если комбинировать с тритиевыми ваннами, как там ныне модно - эффект обязательно будет впечатляющий.
Синергетический.
Поставим по этому поводу добрую песенку про полыхающую гору.