andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Category:

Многотонное

Меня тут обвиняют в легковесном подходе. Спешу заверить вас, все не так просто, как может показаться.
Дело в следующем. В СССР многотонные многоосные автомобили были в массе своей призванными на военную службу, основной заказчик был Минобороны. Соответственно, о многих вещах люди попросту не в курсе до сих пор. Направлений было два, а именно тяжелые тягачи и спецшасси под размещение боевой нагрузки. Многие слышали про Скад, фотографии и видеонарезки прошли по всем cnn-ам. А что за шасси там, многие ли знают?

По порядку. Массово занимались многоосной техникой в Минске, Брянске и Кургане. Наиболее популярны изделия МАЗ и МЗКТ, что суть одно и тоже. КЗКТ в основном копировал разработки, в частности с 1963 года выпускал МАЗ - 537, восьмиосный тягач. При массе самого тягача 22,5 т. масса буксируемого полуприцепа могла достигать 65 т. Морда этого тягача хорошо знакома по советским парадам.

Шасси для упомянутого Скада - МАЗ-543. Масса модификаций, масса назначений, тема для отдельного исследования. Очень популярное шасси, отдельные модификации использовались в народном хозяйстве. Насколько я понимаю, тема до сих пор не закрыта, шасси будет жить и развиваться. В зависимости от модификации полная масса изделия от 40,1 тн. (МАЗ - 543П) до 44,8 тн. (МАЗ - 7313).
Не лучшее фото, однако вполне передающее атмосферу.

Замечу, что вышеупомянутые агрегаты построены с использованием старого доброго дизеля Д12, в модификациях на 375 л.с. и 525 л.с. Удивительно долгая и насыщенная жизнь у железяки получилась.
Далее пошли РСМД, которые надо было на чем-то возить. Разместить "Пионер-УТТХ" - дело не простое и четырьмя осями явно не обойтись. Потому новый МАЗ-547 в девичестве имел колесную формулу 10х12 (или 12х10, кому как больше нравится), т.е. 6 осей, из которых приводятся 5. Масса самого шасси с ПУ - около 40 тн., полная масса 82,9 тн. Дальнейшее развитие - МАЗ - 7915, полная масса 82 тн, полный привод 12х12. Также масса модификаций, однако вне армии почти нет, дорого для частника и нет подходящих задач. Понятно, что договор о РСМД пагубно сказался на парке этих автомобилей.


Сейчас на вооружении стоит хорошо разрекламированный Тополь-М, использующий шасси МЗКТ - 7922. При массе самого шасси 44 тн. имеет грузоподъемность 80 тн. Повышение грузоподъемности опять решено за счет увеличения количества осей и достигло 8. Для обеспечения управляемости первый и последние 3 оси сделаны управляемыми. Имеет гражданские модификации МЗКТ-79221-100 для размещения различных устройств. На фото одной из гражданских модификаций хорошо видны управляемые оси:

Разумеется, это далеко не предел, еще в советские времена были разработаны спецшасси МАЗ - 7906:

и МАЗ - 7907.

Последний интересен не только газотурбинным двигателем ГТД-1250А с электротрансмиссией, но и назначением. Шасси предназначалось для проекта "Целина-2", мобильная ПУ для трехступенчатой МБР днепропетровской разработки. Масса ракеты превышала 104 тн при длине в ТПК 22,6 м , общая масса ПУ с ракетой - 240 тн. Электротрансмиссия позволяла легко реализовать привод всех 24 колес с помощью размещения мотора в самом колесе.

При этом надо понимать, что делать тяжелую штуку ради тяжелой штуки никто не собирался, каждое устройство предназначалось для выполнения конкретной задачи и технические решения были всего-навсего ответом на выданное ТЗ.

Tags: наблюдательное
Subscribe

  • Экспертное

    (оторжавшись) Буквально на днях познакомился с выдающимся экспертом. Оказывается, оно даже лучше, чем я предположил. И это даже читают. И, что…

  • Автомобильчиковое

    Немного букв об автомобильной промышленности, романтике первого автомобиля и воздушных потоках. ТутЪ геноссе романтически вспоминает о…

  • Печеньковое

    Ещё немного постмодернизма. Сперва синематограф. Комментарии излишни, люди просто нашли друг друга. Один не без успеха отыгрывает дурачка,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Экспертное

    (оторжавшись) Буквально на днях познакомился с выдающимся экспертом. Оказывается, оно даже лучше, чем я предположил. И это даже читают. И, что…

  • Автомобильчиковое

    Немного букв об автомобильной промышленности, романтике первого автомобиля и воздушных потоках. ТутЪ геноссе романтически вспоминает о…

  • Печеньковое

    Ещё немного постмодернизма. Сперва синематограф. Комментарии излишни, люди просто нашли друг друга. Один не без успеха отыгрывает дурачка,…