В свое время обнаружил переводную статью о caferacers. Сейчас по старой ссылке изыскать не могу, потому просто цитирую из архива.
Как кафе на английских хайвеях и шоссе стали центром мотоциклетной субкультуры? Почему эти маленькие закусочные и ресторанчики превратились из мест где можно перекусить по дороге в места встреч Rockers и их девушек. Откуда появились названия Caferacer и Rocker?
...
Вторым важным фактором для образования Caferacers и Rockers был подьем молодежной культуры, хотя для времени до Второй Мировой это очень относительное понятие.В начале 30-х Англия вышла из глубокой депрессии и молодежь получила работу. В условиях наличия вакансий молодые люди могли неплохо зарабатывать. Добавьте к этому доступность престижных, но старых мотоциклов – и результат очевиден. Скоро многие молодые люди обратились к дорогам. Кто-то получал удовольствие от приятного вечера воскресенья за городом со своей девушкой, кто-то радовался возможности просто прокатиться. Трудно поверить, но Rockers и Mods не были первыми кто ездил в Брайтон. В 20-е и 30-е годы титул“Promenade percys” был присвоен молодым людям которые оккупировали морские курорты Англии и ездили по прогулочным зонам на своих мотоциклах чтобы “показаться”. По мере того как Англия восстанавливалась после войны, достаточное количество разных компаний предлагали богатый ассортимент мотоциклов и деталей. Рэйсинг опять стал популярным и снова появились энтузиасты. Неудовлетворенные обладанием стандартным байком они часто заменяли стандартные детали на более продвинутые, которые они видели на гонках в Бруклендс и других соревнованиях того времени, или строили самодельные “Specials” из частей от разных мотоциклов.
...
Все это резко закончилось в конце 30-х, поскольку те же молодые люди вынуждены были сменить свои кожаные куртки на армейскую униформу всвязи с новой войной – с Германией. Во время Второй Мировой правительство Англии взяло под контроль производство мотоциклов для военных нужд. С концом производства мотоциклов пришел постепенный упадок рэйсинга и мотоэнтузиастов. Когда война подошла к концу ожидалось все еще 8 или 9 лет до того как Англия сможет быть менее жестко-рациональной и перейти к нормальной жизни, но когда это случилось многое уже претерпело изменения....Несколько изменений случилось в начале 50-х, что привело к возрождению Caferacers. Снова, молодежь вернулась на работу и скоро заимела некотрые сбережения. В это время английская мотоиндустрия была на высоте и производила такие мотоциклы как Norton Dominator, BSA GoldStar, Triumph Tiger 110, Velocette Venom.
Имелась возможность не только увидеть эти мотоциклы на многочисленных гонках по всей стране, но и купить их у ближайшего дилера! И даже если вы не могли себе позволить именно ту модель которую хотели – вы могли выбросить крылья и бак и заменить их на такие же части, как вы только что видели на гонках The Isle of Man TT или Silverstone. С окончанием войны молодежь и мотоциклисты снова обьединялись. Наверное самым важным фактором в культуре Caferacer и Rocker был взрыв того, что обычно называют Молодежной Культурой в конце 50-х – новые “антигерои”.Музыка Eddie Cochran, Elvis Presley и Gene Vincent звучала по радио,рок-н-ролл становился частью нового общества. Марлон Брандо и подобные"бунтари" украшали киноэкраны в своих кожаных куртках. Все это скоро сделало мотоцикл и соответствующий образ жизни символом “крутизны” и,естественно, продавцы отреагировали.
Моментально такие вещи как clipons, стеклопластиковые баки, сиденья-одиночки и задранные глушители стали стандартным набором для любого мотоциклиста и большим бизнесом для производителей.
...
Теперь попробуем описать среду обитания Caferacers и Rockers чтобы понять какие требования она предьявляла к мотоциклам и мотоциклистам. Улицы – узкие, часто мощеные брусчаткой, с крутыми поворотами. Движение– плотный, но не быстрый поток городского транспорта (автобусов),неуклюжих грузовиков и довольно быстрых легковых авто. Ну и конечно таксисты.Основное время катания – поздний вечер и ночь, плохо освещенные дороги, отвратительная английская погода.
Какие же мотоциклы нужны были Caferacers? Ну конечно прежде всего те, что они могли себе позволить купить или построить. Дизайн и конструкция тогдашних английских мотоциклов был весьма схож.
В основном использовались одно- или двух- цилиндровые 4-х тактные двигатели с характерно вертикальным положением цилиндра издававшие весьма характерный звук – отсюда термин Thumper (thump буквально значит наносить удар чем-то тяжелым), правда этот термин относили к одноцилиндровым моторам.Все английские мотоциклы уже давно имели верхнеклапанные моторы, очень многие с верхним расположением распредвала. На легендарном двигателе Norton Manx,сконструированном в 1928 (!) году верхний распредвал приводился через угловую зубчатую передачу от коленвала. Это был двигатель который был практически предназаначен для гонок TT и эволюционировал до 1962 года вдвух версиях – 350 и 500 куб. Сантиметров рабочего обьема. Причем в1938 году он получил 2 распредвала вместо одного а 1948 году он имел десмодромный привод клапанов. Максимальное достижение этого двигателя –500 кубовый поздний вариант выдавал 52 лошадиные силы при степенисжатия 11:1. При этом 8000-8500 оборотов были абсолютным пределом надежности этого двигателя, но ниже этих оборотов его надежность не вызывала сомнений. Однако во времена Rockers Norton выпускал и2-х цилиндровые мотоциклы которые были одной из лучших баз для постройки каферейсеров. Это серия Norton Dominator начатая в 1940 году500 кубовой моделью и оконченная в 1970 уже с 750 кубовой моделью. Эти двигатели выдавали в поздних версиях от 36 л.с. у 500 кубового до 50л.с. у 650 кубовой модели. 750-ти кубовая модель получила название Атлас и производилась сравнительно недолго. В 1967 году было начато производство 750 кубового Norton Commando который продолжил эстафету Norton Twins.