Итак, случилась околоавтомобильная дискуссия. Дождь, все поездки отменили и вот... Грешен, каюс. И вот тут бы меня Рэт с помощью личного замечания про обогащение на ходу мог бы и зацепить. Однако возраст имеет свои плюсы и этим замечанием товарищ меня порадовал. Вспомнились мне истории советских времен, которые и излагаю.
Дело в том, что практически любой человек, захвативший Союз во вменяемом возрасте имеет навыки регулировки состава смеси на ходу. Да, я имею в виду старый добрый "подсос". Советские легковые машины так и не получили ни впрыска топлива, ни автоматического регулятора количества воздуха для карбюраторных версий. Такой регулятор лично я встречал на Ауди 80-х годов выпуска, там пипочку надо было вытянуть на себя, а после прогрева она опускалась самостоятельно и на процесс управления не влияла.
На самом деле это, конечно был просто такой полемический прием в расчете на незнакомую с процессом аудиторию. В реальности это аж никак не осложняло процесс управления. Ну, прогрелась, ну, задвинул пыптик большим пальцем. Одно движение за поездку и то если не до конца машина прогрелась на стоянке. Было бы это самой большой проблемой в советских машинах...
Однако это странное ныне устройство имело свой, довольно комичный, плюс.
Как-то случилась у меня поломка. Треснула педаль газа у основания. Не спрашивайте меня почему, я не знаю! Просто достал кусок отвалившейся железяки, покрутил и выкинул на помойку. Управлять двигателем в таких условиях нельзя, а ехать надо и быстро, опаздываю. Что делать? Вариантов не много, кидать "времянку" от карбюратора в салон, какую-то проволочку или веревку и, вытягивая ее и отпуская, управлять оборотами. И уже почти открыв багажник в поисках проволочки я сказал себе "Стоп, Сигизмунд, что ты делаешь?" У нас же уже есть времянка и она управляет оборотами! Ее специально для тебя заботливый сборщик Ваза вывел в салон и даже поставил сигнальную лампочку на панель приборов. Так и доехал, газуя с помощью подсоса до нужного мне места. А вот тресни у меня педалько сейчас - даже и не знаю, что делать! Не иначе, опоздал бы :)
Что до регулировки опережения зажигания (УОЗ, если быть точным), и такой прибамбас был в свое время. Это не совсем штатная штука, обычно выглядела как небольшая коробочка с несколькими светодиодиками, парой кнопок и ручкой реостата, который собсно и регулировал УОЗ. Смысл штуки становится понятен, если мы вспомним, что творилось с качеством бензина в 90-е и с его наличием вообще в 80-е в разных регионах страны. Некоторые юзали для экономии, типа заправлюсь более дешевым 76-м... Фигня, конечно, из-за большего расхода выходило так на так. Другое дело, если на заправке нет ничего, а ехать надо. Или залили тебе аццкую смесь, из-за которой двигатель жалобно позвякивает. Вот тогда-то и подкручиваешь ручку вплоть до того момента, когда двигатель перестает звякать при резком нажатии на педаль газа на прямой передаче при скорости 50 км/ч. Тоже такая единоразовая операция, выход в нестандартных ситуациях. Впрочем, тогда вся автомобильная жизнь была нестандартной.
Кстати говоря, если вы думаете, что голь на выдумки хитра и чего только не выдумает совок лишь бы не сделать нормальную машину, то вынужден огорчить. Идея изначально была интегрирована в автомобиль в виде маленького бронзового колесика на распределителе. Не буду врать, не помню когда пошли первые жигуляторы с вакуумным регулятором опережения... Я видел копейку года 74 с таким распределителем. Здесь была тонкость, надо было постраться не задеть высоковольтные провода голой рукой, коих вылазило аж пять штук в разные стороны. На ходу это не сделаешь, понятно, да и на стоянке без помощника сложно. Итальянцы, что с них возьмешь, дикие люди!
Очевидно, что сейчас это делается с помощью датчиков детонации и прочих электронных кишочков. Где как, но делается и все про это уже забыли. Да и слава Богу, как говорится, адекватной замене да при объективно улучшившемся качестве топлива мы завсегда рады. Хотя, справедливости ради - пределы регулировки заметно меньше. Это связано, как понимаю, прежде всего со временем тестирования прошивок для мозгов двигателя, увеличивая диапазон регулировки мы заметно и нелинейно увеличиваем время тестирования. Как пример, Форд при запуске производства во Всеволжске вынужден был доработать прошивки на предмет соответствия климату и бензину.
Вообще же, если отвлечься от машин, то впервые обогащением на ходу я занимался на мапеде Рига-11. Этого железного коня следовало кормить смесью бензина и масла в неприличных ныне пропорциях. По этой ли причине или по какой другой, но карбюратор забивался феноменально быстро. А тут же гонка, друзья уже почти уехали! Потому опускаешь правую руку и начинаешь крутить рифленые подпружиненные винтики. Оборот туда, оборот обратно и вперед, догонять. Дело в том, что отложения как раз и собирались в самом узком месте, возле регулировочных винтов. Потому и разработали такую аццкую технологию. Тоже важно не зацепить высоковольтный провод от катушки, расположенной под баком и не обжечься об оребрение цилиндра. Как никто не убился, до сих пор не пойму. Извиняет только молодость и небольшие скорости.
Что до самой дискуссии, то бессмысленная в своей сути(один хрен выбирать машину будут по принципу "женился на той, у кого сиськи больше"), она, тем не менее, отражает общую тенденцию снижать качество образования. Нет, косвенный смысл в ней есть, кто-то задумается и может таки пройдет обучение...
Также субъективной совершенно вещью является убеждение, что техническое устройство тебе должно "жать". Т.е. я лично должен уметь больше, чем может железяка в моих руках. Хоть чуть-чуть, но должен. При этом совершенно не значит, что я этим буду пользоваться каждый день. Это довольно распространенная точка зрения, скажем, с фотоаппаратами ее придерживаются многие и многие. Человек может 95% снимков делать на автомате, но он знает, что такое выдержка, диафрагма и светочувствительность, и хотел бы иметь возможность управлять этими штуками хоть изредка. Такой образ мышления довольно банален для многих устройств. А вот с автомобилем, между нами говоря, средством повышенной опасности - поди ж ты! Сразу и "не заметит разницы", и "не попадет в ситуацию"... Тоже вопрос выбора, если глобально.
И еще меня забавляют построения сферических коней в вакууме. Там мы до параллельных архитектур договорились и прочей экспериментальной психиатрии, лишь бы не признать простой факт - автомат провоцирует выезд на дорогу общего пользования не готового к управлению человека, ошибочно полагающего себя таковым.
Ладно, Бог с ним, может я и правда нереально много хочу от обучения в эпоху пепси и соса-солы. Наверное, в этом даже есть какой-то кайф, свысока поглядывать на девочек в микрах. Если бы они еще на дорогу не выезжали.