andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Category:

Самолетно-военское

Средь шумного бала, случайно оказался у Панцерного Папы в журнале и зацепился за пост про Яковлева с Лавочкиным. Собственно, весь пост - табличко с техническими характеристиками и вывод из двух слов. И напомнило мне все это не один уже безаппеляционный вывод, потому и выскажусь.


Признаюсь, меня несколько озадачивают такие резкие суждения не столько своей резкостью, сколько обоснованием из набора цифири. Чтобы не голословить, небольшой пример для начала. Есть самолет А, и есть самолет Б. Самолет Б имеет на 100 км/ч большую скорость(а рекордные модификации и на 200!) при том же двигателе. Внимание, вопрос - какой самолет будет выпускаться воюющей(или планирующей воевать, в данном случае не принципиально) страной?

Угу, вполне очевидно, что спросил не просто так и выпускаться будет именно Ме-109 или FW-190, а вовсе даже не He-100. Причина же проста как грабли, характеристики Не-100 куплены ценой испарительной системы охлаждения в крыльях. Ясный пень, что убери торчащий воздухозаборник радиатора охлаждения и получишь более "чистый" в аэродинамическом смысле самолет, большой плюс к скорости етс. Также очевидно, что это несколько совсем разные самолеты по стоимости и по живучести, равно как и по затратам на обслугу. Вам нужен боевой самолет, выходящий из строя от случайного прострела калибром 7,62? Вот и пайлотам тоже как-то не особо глянулась такая перспективка.

Чтобы успокоить любителей посыпать голову пеплом сообщу, что такая система охлаждения не есть что-то сверхновое и вполне была известна в СССР, цельнометаллический бартинивский "Сталь-6" был оборудован аккурат такой системой и носился на манер ужаленной в жеппу пчелы со скоростью 420 км/ч еще в 1934 году. Ильюшин тоже попользовался такой системой для своего эксперементального истребителя. Однако на серийные истребители такое охлаждение не ставили. Почему-то, ага. Значительно больший интерес у советских спецов вызывала аэродинамика самолета, в частности крыло.

Вернемся к тем самым Як-1 и Лагг-3. Действительно, непростая ситуация и весьма неоднозначная. Да, примерно равные по основным характеристикам самолеты. Да, Яковлев забил болт на требование увеличить дальность до 1000 км и не стал ставить крыльевые баки(не спешите меня ловить на слове, на дворе 41-й год, а до Як-9Д дожить еще надо бы!). При этом реальный проигрыш по массе у Лагг-3 в силу конструктива, использование дельта-древесины в конструкции вместо хромансилевых труб. В плюсах такого решения та самая боевая живучесть, легенды живут до сих пор. Т.е. использование словосочетания "лакированный гарантированный гроб" осуждаю и порицаю.

 
Лагг-3 в ударном варианте, 11 серия.


Як-1

Однако. Давайте чуть подробнее, с чего вдруг один решил делать ферменный фюзеляж, а другой начал эксперименты с новым материалом. Думаете, Семен Алексеевич не понимал, что самолет будет тяжелее? И что двутавровый лонжерон из дюралюминия весьма удобен для размещения баков в крыле? Да лучше всех понимал! Но дефицит в стране дюралюминия был чудовищный и выбор был примерно как между "будут делать" или "не будут делать вовсе". Собственно, у Яковлева в крыле тоже лонжерон был из дров сделан и при первой возможности он его поменял на дюралевый.

И немного еще о подходе к выбору объекта для массового воспроизводства. Та самая дельта-древесина о которую товарищ Сталин тушил сигареты (интересно, какие он сигареты тушил, когда пользовал трубку? Похоже, очередная легенда :) ) есть на самом деле спресованный из нужного количества слоев шпона материал, в присутствии большого давления, температуры 270 градусов по Цельсию и клея ВИАМ-БЗ. А вот клей этот есть не что иное, как фенол-формальдегидная смолка. И делалась она в т.ч. из компонентов, поставляемых из Германии. Запасов хватило аккурат до 43 года, потом начались сосновые части в конструкции и срывы покоробленных обшивок.

Потому на меня аргументы про полотняную обшивку яков действуют слабо, хрен его знает, что лучше - зависимость от вероятного противника или примитивизм конструкции. Также не стоит забывать, что Лагг был весьма непрост в производстве, потому нареканий на самолеты после освоения массового выпуска было больше чем достаточно. Скажем, товарный экземпляр с максимальной скоростью 540 км/ч на высоте вместо обещанных 580 - нихрена себе разница. Опять же, Ан-2 летает и сегодня с полотном на плоскостях, хехе.

Короче. Сравнивать циферки, конечно, можно и нужно. Но это не то, что приговор, а вовсе даже только самое начало действительно серьезного разбора полетов. Есть еще вагон всяких факторов, влияющих на принятие решения о производстве и боевом применении образца вооружения. Потому анализ может быть только комплексным и всесторонним. И то ставить жирных точек в конце лучше не надо, поставьте аккуратную запятую или многоточие.

Что до человеческих качеств, дабы не возникло иллюзий по поводу моей позиции. В 1942 году и Лавочкин, и Яковлев испытывали большую симпатию к мотору М-107, он же ВК-107. Модификация М-105, но характеристики обещались ого-го. Для яков это было хорошо, а для Лавочкина просто спасение из-за той же массы конструкции. Строить самолет без двигателя нельзя, потому опытные же М-107 выделили каждому бюро в количестве одного экземпляра. Так вот, Яковлев попросту упер оба двигателя себе. Просто взял и забрал. В конечном счете это дало возможность Алексееву(зам Лавочкина) настоять на варианте Лагг-3 с М-82, т.е. все вроде как неплохо закончилось... Но осадочек-с! 

Вроде бы все ясно и можно делать выводы, развешивать ярлычки, да? Не спешите. Новый мотор грелся. Сильно грелся. Мощный, зараза! А маслорадиатор старый. Где взять новый? Правильно, украсть на складе горьковского завода у Яковлева. Говорят, Лавочкин типа не знал и вообще такого не одобрял, да и яковлевские сотрудники настроили против себя персонал завода... Возможно, но вы верите, что конструктор не знает, каким образом будет решаться проблема, стоящая на контроле у товарища Сталина? Впрочем, ему дали на все про все десять дней. Честно говоря, я бы и сам спер в таком контексте.

Кстати, звездообразные моторы вообще мало кто любил из конструкторов, окромя Поликарпова. Только безвыходные ситуации заставляли переоценивать. И противник, конечно тоже заставлял.

Как известно, косинус фи может достигать в военное время четырех. Вообще не стоит забывать, что война не соревнование армий или отдельных личностей, но систем. Потому все мирные этические, нравственные и моральные системы координат можно сложить трубочкой и аккуратно положить в дальний уголочек ангара. Выживали люди, каждый на своем месте, каждый по-своему и все вместе. Выжили и победили - молодцы, вечная слава.

И знаете, что еще скажу... Лично я совсем не против, если бы Поликарпов не чистоплюйствовал со своим истребителем, а рвал бы зубами всех ради его производства. Сугубое имхо, если че.

ЗЫ: Честно сказать, с Не-100 все тоже мутно. Если быть точным, то испарительная система распространялась не только на охлаждающую жидкость, но и на масло. Для масла система была смонтирована под обшивкой в задней части фюзеляжа и в хвостовом оперении. А маслорадиатор вещь нежная и интимная, многие его бронировали и всячески старались спрятать, потому как без масла двигателю становится грустно и печально. К чему я это все: с радиаторами в крыльях оно может бы и летало-воевало, но вот с таким охлаждением масла сильно вряд ли. И с оружием там траблы были, купленные СССР самолеты имели три пулемета MG-17, во второй мировой самолет без пушек зрелище весьма унылое. Но на соль аналогии это не влияет, к тому же оружие-то уж точно можно было сделать, двигло DB-605 легко позволяло поставить пушку. Просто не стали доводить до ума, попользовали машинку для рекордов скорости да дезинформации и только. Тоже тот еще технологический детектив со своими "мудаками" и красавцами в белом.

ЗЫЫ: Написал сразу, сейчас перечитал и ничего менять не хочется. Потому и нате, извините за занудство.

Subscribe

  • Историческое

    (спохватившись) Чуть не забыл про дату напомнить. Моторчик сей зело и паки интересен сам по себе, вспоминаю его регулярно и с удовольствием. Но…

  • Непонятливое

    Пара наблюдений. Есть вещи, которые мне очень сложно понять. Драма, показанная в синематографе выше - из этой категории. Регулярно используют…

  • Мотоциклетное

    Мопед не мой, я просто разместил объяву. Концепт, конечно.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments