andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Вентиляторное

Зашла речь о диком отставании советских двигателистов от мировых тенденций и о турбовентиляторных двигателях вообще. По коммунитям всяким протарахтело етс. Я бы честно сказать и не лез, но на определенные мысли чел меня навел.


"Мне, конечно, приятно открывать вам глаза на мир,
рассказывать о чем-то новом и увлекательном,
будоража при этом ваш пытливый флотский ум,
но я- не заезжий лектор общества "Знания",
я - заметный представитель великой инквизиции
и могу сделать больно сразу всем."(с) неизвестный флотский начальник




Конечно, если говорить о советском времени - ни о каком критичном отставании не шла речь вообще. Кроме упомянутого патента Люльки на двухконтурные двигатели есть гораздо более важные воплощения в металле. Серийно все это счастье появилось вместе с соловьевским Д-20П в 1960 году. Хмм... Соловьевским - это  я так, по простоте душевной, не подумайте плохова. Понятно, что назначенный в 1953 году главным в пермском ОКБ-19 Павел Александрович Соловьев был далеко не единственный разработчик.

Это я лирически отступил для тех, кто совсем не в теме. Вообще вклад пермского моторного ОКБ и ОАО "Авиадвигатель" в развитие советской авиации сложно переоценить, нереальное количество разработок и готовой продукции. Тема для отдельного исследования и не одного. Взять хотя бы ПС-90, чуть ли не единственный на сегодня двигатель в России, пригодный для установки на пассажирские самолеты... Кстати, попытался изыскать данные по выпуску оных - довольно невнятно и противоречиво. Уж не загибается ли "Авиадвигатель" окончательно и бесповоротно?

Вернемся к Д-20П.



Вполне двухконтурный, рабочий и доведенный до ума двигатель. Достаточно надежный для установки на пассажирском Ту-124. 1960 год, повторюсь. Могу ошибаться, но есть мнение, что это первый пассажирский с двухконтурным двигателем.

В том же 1960 году ОКБ им. Кузнецова сделало НК-8 для пассажирского же Ил-62.


В дальнейшем Д-20П вырос в целое семейство двигателей Д-30, которых где только не было.

Так Д-30-КУ 154 устанавливался на Ту-154М, Д-30КП на Ил-76, Д-30Ф6 на Миг-31 и т.д. Богатейшая судьба у железяки.
Кузнецовский НК-8 также вырос в целое семейство, неоднократно модернизировался и ставился на массу самолетов. И не только самолетов, НК-8-4К имеет модификацию для экранопланов "Орленок" и "Лунь".


А теперь к чему я это все. Как уже сказал, ни о каком отставании в советское время речь не шла. Были проблемы, трудности и неправильно расставленные акценты. Равно как и не угаданные вовремя тенденции развития техники. Что компенсировалось неплохой работой разведки и дешевизной керосина, гыгы.

Но. Так или иначе, как я уже когда-то писал, все нужное могли найти, разработать, подвести научную базу и таки засунуть в серийное производство. Причем гражданское дополняло военное и наоборот. В результате реализовывались труднейшие со всех точек зрения проекты в объективно тяжелых условиях. Скажем прямо, совершенно неподъемные сегодня проекты. Никому неподъемные, в принципе. А ить всего-то разрыв кооперации. И вот уже неплохой Ан-148 нах никому не нужен, а Ту-204 в час по чайной ложке. Тоже та еще тема, хоть книгу пиши.

А вы все москали, хохлы... Сколько Ан-140 сделали, ась? А Ан-24? Сравните и подумайте, враждебные вы наши.

Между прочим, если кто думает, что нерешенные в Союзе задачи решились сейчас, то зря. Как была проблема ресурса, так и осталась. Как любили движки кушать больше, чем PW и роллс-ройсовские, так и любят. Фактически, ни одной новой разработки(с нуля имею в виду) за 20 лет.

По-ходу о разработках и тех самых high bypass ratio turbofan-ах. Есть такая штука, НК-93, от тех же кузнецовцев. Фактически капотированный винтовентилятор с двумя разнонаправленными соосными винтами.

Вроде бы в 2007 испытывали в ЛИИ...  Так вот, проекту 22 года, стартовал в 1985. Ни финансирования, ни госзаказа. Да и то сказать, кому оно надо? Надо подождать, пока PW догонет сделанное 15 лет назад и поставит на какой-нибудь дримлайнер. Особый путь, хуле.

Такие дела.
Tags: рассуждалки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Опальное

    Еще помните прекрасную историю со Среднеуральским женским монастырем? Притеснение опального схимонаха, "захват" монастыря силовиками, звыряче…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Сегодня у нас история с оптимистическим концом. Началась история как-то так: Тов. Граде приложил немало…

  • Ядерное

    Пару слов про хроники деградирующей бензоколонки. Небольшая цитата: Энергоблок № 4 с реактором БН-800 Белоярской АЭС включен в сеть и возобновил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal

  • Опальное

    Еще помните прекрасную историю со Среднеуральским женским монастырем? Притеснение опального схимонаха, "захват" монастыря силовиками, звыряче…

  • Самолетиковое

    Внезапный субботний самолетик. Сегодня у нас история с оптимистическим концом. Началась история как-то так: Тов. Граде приложил немало…

  • Ядерное

    Пару слов про хроники деградирующей бензоколонки. Небольшая цитата: Энергоблок № 4 с реактором БН-800 Белоярской АЭС включен в сеть и возобновил…