andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

  • Mood:

Информационное

Как-то пообещал отписаться про внедрения информационных систем...

Началось все с этой цитатки:
"Зачем компания покупает ИС? Очевидно, что цель любой компании - зарабатывание денег. ИС, сама по себе, денег не зарабатывает, но она позволяет, иногда, найти точки, в которых компания деньги теряет или точки, где можно зарабатывать больше, чем сейчас.
Следовательно, затраты на ИС должны быть сопоставимы с тем, что компания планирует заработать или сэкономить.
"

Сознательно не даю ссылок, потому как в целом текст грамотный и совершенно аналогичные рассуждения встречаю чуть ли не чаще, чем восход солнца. Также заменил название конкретной системы на анонимную информационную систему(ИС).

Дело в том, что это рассуждения продажника, сбытовика. Его задача - продать. Потому он будет давить на болевые места потенциального покупателя. Что беспокоит владельца бизнеса? Вообще-то идея бизнеса именно в зарабатывании денег, потому такие рассуждения чуть-ли не единственно возможные. Если вы придете и начнете впаривать человеку товар, который тупо заберет у него денег из бюджета - вы никогда не продадите ничего. "Не ругай слона, так ты его не продашь!"

К счастью, в неформальном общении как владельцы предприятий, так и внедренцы признают очень простой факт - внедрение ИС не мотивируется зарабатыванием денег. Это мероприятие, не приносящее прибыли. Максимум, на что можно рассчитывать это получение некоторых выгод, не несущих в себе непосредственных доходов. Потому любые оценки рентабельности в таких проектах ложны по определению.

Действительно, непосредственные доходы бизнесу дают продажи. Большинство внедряемых ИС не продает товар вообще. Даже если есть некий сбытовой функционал в системе, то это просто технологическое обеспечение процесса продажи. И тут начинаются нюансы. Ситуации, когда не было сбыта и потому решили внедрить чего-то нет как класса. Есть ситуация роста продаж и демаршей от сбытовиков на тему "не справляемся в екселе". Что это значит? Это вообще ни разу не значит, что конкретные клиенты ушли не купив. Это значит, что конретным манагерам приходится меньше сидеть в сокамерниках.ру. Таким образом даже в идеальном варианте внедрение ИС принесет облегчение труда манагеру, но не новых клиентов. Поскольку зарплата есть величина плюс-минус известная и от внедрения не понижается (чаще наоборот, потом объясню, почему), то выгоды ноль.

Даже если предположить, что действительно есть необслуживаемые клиенты, которые тупо уходят не дождавшись, то проблемным местом этого бизнес-процесса всегда были и будут люди, а не информационные системы. Клиента надо выслушать, понять, что он хочет, впарить ему что-то другое и только потом выписать комплект документов. Выписка документов - слезы по времени по сравнению с остальными пунктами меню, при этом выписка тоже сильно зависит от того же менеджера. Увольте дуру, которая ищет кнопку "any key" по два часа и посадите школьника на это же место и будет вам счастье, ибо школьник истоптал уже не одну клаву в CS и клавиш не ищет. Посадите еще одного манагера(чаще всего в этом и проблема) и клиентам будет с кем говорить.

При этом не забывайте, что ситуаций с пустыней Сахарой и абакусами в отделе сбыта вместо компутеров сейчас нет. Есть локальная сеть, есть какой-никакой ексель, например, и в нем табличечьки. Любое внедрение будет происходить в условиях замены функциональности в екселе на аналогичную в некоем продукте. Сравнительный анализ функциональности обычно не проводят, ибо! Мимоходом замечу, что в екселе работают все, а уже в 1С - отнюдь.

Поскольку общая мысль прояснилась, полезу в дебри. В рассмотренном примере имеем некий интерфейс к клиенту, приносящему в клювике деньги. И даже в таком месте выгода от внедрения крайне сомнительна. Если продвигаться по учетным задачам вверх, то расчеты выгоды будут все сомнительней и сомнительней. Речь будет идти о неких удобствах работникам в условиях все той же фиксированной зп, о неких более красивых картинках на экране, о неких отчетах, которых якобы раньше было делать нельзя, а сейчас якобы стало можно. Это все настолько смешно, что местами просто хочется плакать. Ах, бухгалтер теперь имеет возможность выкурить на сигарету больше и запить лишней чашкой кофе! Офигенное конкурентное преимущество в наше непростое время. Принимайте на работу некурящих и всех делов, если это вас так волнует, не надо парить моск айтишникам.

Если отвлечься от учетных задач и перейти к аналитическим, то тут сложно отрицать необходимость некоей автоматизации. Объемы данных велики, расчеты непросты и все такое. Но. Все это правильно с определенного масштаба предприятия. При небольшом объеме предприятия данные пропорционально невелики и легко помещаются в голову нормального управленца. С ростом у управленца появляется потребность сгрузить этот объем на компьютеризированный костыль. В этом случае есть некий смысл вместо приема на работу нового сотрудника провести какие-то внедренческие мероприятия. При этом надо понимать, что правильно сделанный pivot в тех же табличках решает 99% всех проблем такого уровня. Впрочем, вопрос также требует изучения, очень часто перегруз начальника связан с неумением делегировать полномочия.

Другой момент, который как-то принципиально упускают владельцы с горящими от жадности энтузиазма глазами (вот я счаз внедрю за копейку, выгоню народа на тыщу и буду при этом больше продавать!) - внедрение сопровождается повышением квалификации персонала и повышением его, персонала, требовательности к месту своей работы. Это происходит в силу опыта, в силу дополнительных обучений, в силу банальных карьерных амбиций, которые начинают подпитываться свеженькой струей. Потому затраты на персонал объективно возрастают даже в случае, если не растет численность. Обычно численность растет, причем растет за счет недешевого айтишного контингента. А вы как думали, кто эту красоту будет тряпочкой натирать? То-то.

А что, собственно остается в мотивациях ко внедрению? Прибыль - нет, ровно наоборот. Рост производительности - нет. Что?

Практически единственной выгодой для достаточно крупного предприятия может быть ассоциирование своего торгового имени с именем раскрученной информационной системы. Эдакое подбрендивание. Т.е. часть рекламного бюджета на формирование позитивного имиджа компании и повышения узнаваемости можно попилить другим способом. Чисто теоретически, но можно. В реальности эта выгода неизмерима ровно также, как лишняя выкуренная сигарета бухгалтера. Уж очень это все скользкий механизм. Рабочий, но требует тонкого обращения. Тем не менее, это действительно можно вписать в плюсы внедрения.

Возможно, я не прав. В принципе, любой бизнесмен или топ может это все проверить. Достаточно сделать простую вещь, после проведения продажной презентации выдавить из продавцов ИС некие цифры. Допустим, вы выдавили от них уверение, что прибыль вырастет на 30%. Запишите это в раздел договора "ответственность сторон" с соответствующими штрафными санкциями. Очень интересный эксперимент, с увлечением почитаю результаты. Вообще обычно дело не доходит даже до выдавленных цифр, есть абстрактный белый шум про увеличение надоев. Обратите теперь внимание на цитату, противолодочные маневры очевидны.

Таким образом, вся стратегия по внедрению может быть сведена к двум позициям: 1) внедрять что-то самое дешевое из возможного и самого широкораспространенного на рынке и только при крайней нужде - для учетных задач. 2) внедрять управленческие модули топовых, раскрученных систем(подбрендивание, гыгы) только при крайней нужде в аналитике - в случае большого объема информации.
При этом в обоих случаях надо осознавать иллюзорность возможного получения осязаемых, счетных результатов внедрения.

Извините.

Tags: рассуждалки
Subscribe

  • Мотоциклетное

    Мопед не мой, я просто разместил объяву. Еще немного картинок. И видео.

  • Ракетно-туалетное

    (вздохнув) Я требую продолжения банкета! Было время, и над Советским Союзом кухонные диссиденты хихикали в стиле «ну вот, Гагарина в космос…

  • Удачливое

    Продолжаем разговорЪ. Поставим ей веселую песенку. А потому что. Кирпичи на голову просто так не падают.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Мотоциклетное

    Мопед не мой, я просто разместил объяву. Еще немного картинок. И видео.

  • Ракетно-туалетное

    (вздохнув) Я требую продолжения банкета! Было время, и над Советским Союзом кухонные диссиденты хихикали в стиле «ну вот, Гагарина в космос…

  • Удачливое

    Продолжаем разговорЪ. Поставим ей веселую песенку. А потому что. Кирпичи на голову просто так не падают.