andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Именное

Зачел комменты у Другого и решил сказать два слова.

Не столько про конкретный случай, сколько вообще.
Традиции именовать военную технику придуманы не в этом году. Чаще это использовалось для кораблей, реже - для других боевых единиц. Использование религиозных названий также не новость. Как вам "Три святителя" или "Двенадцать апостолов", например? А если задуматься на секунду над словосочетанием "андреевский флаг", что и откуда?

Но я не столько о традициях присваивания имен, сколько о последствиях-шмаследствиях. Давайте рассмотрим альтернативу. Это номер и/или аббревиатура на борту. Хорошо, если это можно запомнить и цифры "хорошие". Обычно это неудобоваримое порождение действующих нормативных документов, стандартизирующих порядок нумерации. С точки зрения учета все нормально, не спорю. А с точки зрения человека, сидящего внутри?

Довольно давно уже боевая техника сложнейшая, науко- и трудоемкая вершина достижений целого ряда отраслей промышленности. Так было в первую мировую, так было во вторую, так есть и сейчас. Но управляется это достижение человеком внутре, которому ничто человеческое не чуждо. У него есть свои эмоции, свои заблуждения и есть приказ, который надо выполнять. Очень часто говорят, что это и есть самое слабое звено в цепи. И часто это действительно так. Потому семимильными шагами развивается бортовая электроника, автоматизируется все, что можно. Но есть вещи, которые нельзя. Все равно слабое двуногое млекопитающее должно периодически принимать решения, нажимать кнопки и двигать педалями. И очень сильно желательно, чтобы оно делало это правильно. Иначе возвращаемся к аварийности, дружескому огню и прочим радостям.

Эмоциональная связь с железякой в этом контексте - чрезвычайно важная вещь. Осознавать, что ты не один в непростой ситуации, что тебе есть к кому обратиться, на кого выматериться етс... Сложно недооценить такие возможности. Любому автомобилисту с опытом такие ситуации известны. Вот тебе надо срочно ехать, а она, сцуко, не едет. И тут уж машина будет награждена и "лапочкой", и "сукой злоебучей", и прочими веселыми эпитетами. Личными, эмоциональными эпитетами. Т.е. человек одушевляет механические и вроде бы бездушные предметы. Самое смешное, что нередко они отзываются на эмоциональный посыл.

Около месяца назад гуляла передача о работе снайперов в горячих точках. Мужики называют свои винтовки и разговаривают с ними. Со стороны - взрослые, суровые дядьки с богатым боевым опытом, извините, сюсюкают с железякой, называют ее уменьшительно-ласкательными девчачьими именами... Это если не знать, сколько зависит от этой железяки и сколько раз она спасла ему жизнь.

В гражданской авиации, кстати, тоже нередко называют самолеты. А даже если и не называют, то в разговорах не всегда поймешь, про женщину или про самолет речь. "Падла", "жрать любит", "ласточка, подумать не успел, а она уже..." и т.д. Смешно? То-то я смотрю после часового полета  и посадки аплодисменты не смолкают.

Мне лично не очень интересно рассуждать об эзотерических вещах, духах и прочих "кристинах". Даже если убрать эзотерику, оставить чистую психологию и рассмотреть одушевление сложной техники как способ психики человека найти сложное решение в критическую минуту - более чем достаточно для принятия решения о всяческой помощи в этом самом одушевлении. Имя на борту есть мощная помощь в этом процессе, а бездушный номер не дает ничего, разве только он будет каким-то особенным. За именем стоит история, биография, шуточки и анекдоты наконец. В итоге людям проще. Просто проще и легче. В чем это выразится? Может, техник в последнюю минуту решит проверить какой-то агрегат, может летчик примет единственно верное решение из тысячи возможных. А может и начальство умилится какой-нибудь истории и решит отремонтировать какой-то корабль вместо списания на булавки. Кто знает, может Кузя потому и ходит, что он - Кузя, а не просто ТАВКР за номером.

Да, у нас есть всего-лишь эмпирическая зависимость. Да, это можно считать суеверием в какой-то степени. Безусловно, это надо копать и научно обосновывать.
Однако... Назовите это суевериями, назовите как угодно, но если это помогает и работает - это надо делать. Чтобы кто-то остался жив, кто-то не покалечился, кто-то не попал по своим, зато попал по цели.

Вообще-то я очень редко встречал людей без иррациональных тараканчиков в голове. И если взрослый человек декларирует отстутствие суеверий по всем без исключения вопросам, то для меня это повод присмотреться внимательней и точно не поворачиваться спиной. Хотя бы потому, что человек не наблюдателен или принципиально исключает из картины мира необъяснимые на его уровне факты.

ЗЫ: Мессинг в войну построил на свои деньги два самолета. Очень интересная история, слово "заколдованный" довольно уместно.

Subscribe

  • Внезапное

    А просто такЪ.

  • Литературное

    Извините, не могу молчать. Участники книжного клуба во Владикавказе подрались во время обсуждения творчества местного писателя Азамата Габуева.…

  • Антисемитское

    Чего-то ржу.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments