andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Атомно-самолетное

Вчерась узрел несколько очень странных постов про атомные самолетики. Например:
Атомный стратосферный бомбардировщик - носитель ядерного оружия. Взлетная масса - до 350 тонн. Основные размеры неизвестны. На сегодняшний день не известно ни одной фотографии объекта. мог нести до 30 водородных зарядов мощностью 30 мтн. Основное назначение - качественное усиление сил ядерного сдерживания. Начало программы - 1963 г. Первый полет - 1970 г. Бомбардировщик базировался на Таймыре, где была построена специализированная база со взлетной полосой длиной 8 км, снабжаемая по воздуху. Аппарат выполнил 12 испытательных полетов и планировался к принятию на вооружение.

Уважаемые господа пассажиры. На нашем суперлайнере находятся бассейн, сауна, бар, видеозал.
Так же к вашим услугам теннисный корт, дискотека и т. д.
Ну а теперь дамы и господа - пристигните ремни и мы попытаемся со всех этой херней взлететь!

Тот самый случай, когда реальность и факты кроют все конспирологические фантазии как бык овцу.
В принципе, проблемы, стоящие перед конструкторами атомных девайсов с экипажен на борту довольно однообразны. Прежде всего это обеспечение радиационной безопасности экипажа. Но, если в случае атомной станции это можно делать любым удобным способом, лишь бы был крепкий фундамент, то уже на лодке все не так просто. На самолете требования к весу устройств на порядок выше, чем на лодке, иначе мы действительно со всей этой херней не взлетим.

Потому американская и советская программы по созданию атомных самолетов похожи, как близнецы братья. Мотивация была вполне понятной, в американском случае получить стратегическое преимущество, в советском - паритет по носителям. Причем в советском случае на это накладывалось вполне ощутимое отставание в стратегической авиации. Естественно, допустить прокола по довольно перспективной теме не могли, потому впряглись немедленно и весьма серьезно.

Немного про американскую программу. По программе NEPA ( Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft - ядерная энергия для движения самолета), стартовавшей в 1946 году, рассматривались практически все возможные варианты использования реактора для движения самолета. Исследовались системы открытого цикла, когда воздух работает как теплоноситель и нагревается в активной зоне реактора, после чего создает тягу. Исследовались закрытые двухконтурные реакторы, когда теплоноситель циркулирует в замкнутом контуре, отдавая тепло воздуху через теплообменник. Прорабатывались варианты с различными теплоносителями для закрытых циклов, как-то газы всех мастей, жидкости(вода, тяжелая вода, углеводороды) и жидкие металлы. В конце концов главным подрядчиком по системам открытого цикла была выбрана GE, а по закрытым системам PW.

В итоге GE были построены двигатели XJ-39 и три тестовые установки HTRE с реакторами. Последняя, HTRE-3 по своей конструкции была максимально пригодна для установки на самолете и успешно проработала с 1958 по 1960 год. PW долго колупалась с реакторами на жидком натрии, но технологические проблемы вынудили отступить. Последний вариант закрытой системы работал на воде при восьми сотнях градусов, а для предотвращения фазового перехода ее держали под давлением в 350 кгс/см2.

Для отработки радиационной защиты и компоновки вообще переоборудовали бомбер Convair В-36, который получил название NB-36H. Эта летающая лаборатория летала исключительно в сопровождении самолета с десантурой, готовой в случае аварии высадиться и охранять радиоактивные остатки до победного конца.


Советская програма описана кусками, но общее представление дается. Мясищеву был поручен сверхзвуковой стратег, в результате появились проекты М-30


и летающей лодки М-60.


Туполев занимался более ординарным дозвуковым вариантом, который вылился в создание летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ с реактором на борту. По внешнему виду он почти не отличается от обычного Ту-95, а вот так выглядел демонтаж реактора:


Обычно тут и ставят точку. Однако, в СССР работы на этом не завершились. Тема продолжилась в виде работ по проекту Ан-22 ПЛО. В огромном грузовом отсеке замечательно размещался реактор и все противолодочные причандалы, были исследованы новые виды многослойной защиты от радиации и созданы двигатели НК-14А. Старт самолета предполагался на обычном керосине, в этом случае двигатели выдавали 13000 э.л.с., а в номинальном режиме реактор обеспечивал 8900 э.л.с. Был решен вопрос радиационной безопасности в случае аварии, реактор глушился, отстегивался от самолета и спускался на отдельном парашюте.
Более чем реальный проект с учетом наработок в области новый материалов. Как обычно, накрылся медным тазом вместе с СССР.

Вообще говоря, противолодочная оборона и летающие радары просто просятся под оснащение ЯСУ.

Да, забыл упомянуть еще один проект. По теме "357" в ОКБ Лавочкина переделывалась крылатая ракета с ЯСУ вместо штатного ПВРД. Открытый цикл, отсутствие необходимости в защите экипажа, сама схема полета крылатой ракеты ака "one way ticket" - самое оно для конструкции с ядерной силовой установкой. Удивительно, но работы по теме закрыли во времена известного любителя ракет Хрущева, хотя результаты были обнадеживающие.

Это крупными мазками, без углубления. Как видите, никаких единственных сверхсекретных стратосферных самолетов с 12 полетами, вполне солидные и масштабные работы. Материала по теме огромное количество, ищите и обрящите.

И напоследок киношка по теме от Дискавери. Тоже странноватая, но лучше, чем ничего.


Tags: самолетиковое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пакетное

    Не очень хотел настолько подробно пояснять суть резервной системы в этой записи... Но, поскольку люди интересуются - не имею права скрывать от…

  • Мотоциклетное

    Мопед не мой, я просто разместил объяву. Еще немного картинок. Не то, чтобы сильно оригинальное решение. Напротив, таких мопедов…

  • Автомобильчиковое

    Просто такЪ. И ещё один инновационный мобиль.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments