Дискуссия по ссылке большая, но бестолковая. Шутка, стеб, игра на публику и прочая, прочая... Надо сказать, что стеб - вполне себе эффективный механизм защиты. Такое нередко наблюдаем во всяких вебдванольных дискуссиях, инструмент отточен, шо твоя бритва. И здесь тоже все вполне уверенно исполняется. Но, но... Сам факт включения защиты, понимаете? Если есть нормальная, продуманная позиция - нафига? Причем защищаются оба-два и даже разноголосая публика.
Оно все бы ничего, но в итоге озвучен довольно скудный набор тезисов:
1. Фантастическое допущение - это круто и без него никак не изучить некую социальную конструкцию.
2. Фантастическое допущение не круто и без него ого-го как и еще вот так все ту же социальную конструкцию.
3. И ты прав, и ты прав, потому кто как хочет, так и высвечивает некую социальную конструкцию.
Как-то так сложилось, что русская фантастика заимствовала с большим или меньшим успехом фантастические допущения из разных иностранных источников. После чего довольно успешно обвязывала их приличествующими социальными построениями и довольно бойко продавала полученный продукт. Пожалуй, редким исключением является Беляев, хотя там вполне можно наковырять из мифологии при не самом большом желании.
В целом дерево было вполне жизнеспособно и расцветало во времена Стругацких, давало свои плоды в постперестроечные времена, но сейчас мы видим такие дискуссии и это начинает настораживать. Ведь при всем стебе никто из них даже не заикнулся о проблеме порождения новых фантастических конструкций. Пусть даже не допущений, а просто неких оригинальных фантастических девайсов, метаморфоз и прочего счастья, что делает из детектива или любовной прозы фантастику. "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!"
Как назло подоспели всякие Поттеры и Толкиены с Урсулами, которые довольно успешно закамуфлировали проблему сказочными бродилками. Читатели переключились на относительно оригинальное блюдо и за ними ломанулись русскоговорящие фантасты. Теперь же первые восклицают "что же вы фигню всякие пишете?", вторые обижаются и дискутируют о первичности куриц с яйцами, довольно элегантно прикрываясь стебом.
Если обозначить проблему как "генерация новых, оригинальных фантастических конструкций" и цель произведения как исследование этой самой фантастической конструкции, то многое становится понятным. Генераторы как-бы не готовы генерировать, зато готовы социально конструировать из набора универсальных заготовок. А вот не надо прикрываться социальными конструкциями, детективами и романтекой. Фантастическая конструкция может и должна быть интересна сама по себе. Во всяком случае, должен быть пласт произведений, где такая конструкция есть главный герой и главный объект исследования. Могут ли при этом возникать социальные коллизии, любовные приключения и прочая лабуда? Разумеется, но ровно настолько, насколько надо исследовать конструкцию.
Сейчас же как-то все странно. Вроде бы и эльфы бродят, и странники странствуют, и бластеры прожигают, и даже из вертолета на расстоянии в километры пуля попадает в малоразмерную цель. Выглядит все как настоящее, только не радует и подталкивает в цепкие лапищи Кинга.
Если че - это был удивительной силы позитивный псот. Бездна возможностей при правильном подходе.