andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Танчиковое

Немного про морозовский шыдевр и гордость украинского танчикостроения. А не надо было меня трогать!

Вообще история создания, принятия на вооружение и служения Т-64 есть череда скандальчиков, интрижек и подковерной борьбоеблиы на фоне аномальных даже для советского ВПК трат бюджетных денег. Достигнутые результаты, надо признать, впечатляют до сих пор.</p>

Начнем со сравнительных испытаний объекта 140 от уральцев и объекта 430 от ХКБМ. Согласно одной из версий, объект 140 был снят с конкурса после вполне успешного прохождения испытаний на основании того, что он якобы превышал по весу техзадание ГАБТУ аж на 500 кг. Или, еще одна версия, уральцы посчитали свой вариант слишком разорительным для страны в силу низкой технологичности. Обе версии хороши собой, танкисты всегда слыли экономистами веса на манер летчиков, а харьковский 430-й буквально образец технологичности со своими нестандартными погонами и подвеской. Это сарказм, есличе.

Скорее всего, конечно, никаких проблем не было ни с танкистами, ни с весом, а были настолько провальные испытания 430-го, что пришлось делать административное решение и потом обосновывать его уже как получится. Хотя это один хрен не помогло и Морозов вынужден был делать заметно более другой проект 432, который и стал Т-64. Переход к о. 432 тоже был обставлен специфически с помощью свеженькой концепции ОБТ, сочетающей защиту и пушку тяжелого танка с весом и подвижностью среднего. Скорость появления новых требований, вероятно, и объясняется абсолютной жеппой с о. 430 и крайней необходимостью выйти сухими из воды. Надо признать — получилось, ручки вот они и ничого не крали глазки честные, сами мы не местные, делаем, че скажут...

К чему я это все... Есть люди, склонные объяснять появление Т-64 противоречивыми требованиями военных, заниженным весом и ,соответственно, вынужденностью технических решений. Вышеописанные интриги и масса неописанных кагбе намекают нам, что ХКБМ вовсе не было в системе отношений ВПК-армия мальчком для битья, а скорее вполне уверенным манипулятором и интриганом, способным продвинуть нужное административное решение через Зверева и Устинова в ущерб не только конкурентам, но и здравому смыслу. Не говоря уж об обороноспособности, кстати.

Итогом явилась совершенно предельная конструкция, не допускающая дальнейшего роста без существенных капиталовложений. Впрочем, предоставим слово военным.
Мне довелось служить на танках 54, 55, 62, 64 (А, Б, БВ), 72 (А, Б), 80БВ. Из этой линейки самое неприятное впечатление оставил Т-64. В 1980 году я, будучи командиром роты, имел получасовую беседу в парке боевых машин 62 гв. тп (ГСВГ) с главным конструктором Морозовым [Е. А. Морозовым. - Прим. авт.] о недостатках Т-64 (рядом с моими двумя разобранными машинами УБГ). Этот танк, по моему мнению, имел два коренных недостатка: крайне неудачный двигатель и ненадежную ходовую часть. Помимо этого, было много проблем с другими элементами конструкции: воздухоочиститель, подогреватель, МЗ, ОПВТ, вентиляция и прочими. Все это я высказал Морозову. На следующий день состоялась конференция в 10 гв. тд командиров рот и батальонов, ЗКВ разных уровней, руководства ГСВГ, с участием Морозова и большой группы харьковских специалистов. Продолжалась она почти шесть часов. Там командиры, так сказать «от сохи», вывалили все наболевшее с предельной откровенностью. (Мураховский В.И.)

Мнение подтверждается иными данными, на 1967 год по всем выпущенным танкам 35% вышли из строя по причине поломки двигателя, а к 1969 из 1200 выпущенных машин уже более 800 не могли самостоятельно передвигаться по той же причине. Причины поломок разные, роман в стихах, цензурных слов почти нет. Но это еще половина беды. Как я уже когда-то писал, вопрос «зачем это все?» остается открытым. На момент пуска в серию уже был В-46, который мощнее и в том же весе, а вскорости появился и намного более мощный (840 л.с. против 700) вариант В-46. Кроме того, внешняя характеристика крутящего момента В-46 давала танкистам больший запас тяги в более широком диапазоне оборотов, что усугубляло ситуацию.

Вторая матерная песня — это переоблегченная ходовая часть. Чобиток, не замеченный в расовой ненависти к Харькову, пишет «По надежности подвеска Т-64 уступает другим современным советским танкам — укороченные торсионы с большим углом закрутки в крайнем верхнем положении катка чаще выходят из строя». В реальности торсионы превратились в расходный материал. Хотя, надо признать, морозовцы облегчили их замену, торсионы можно было менять не снимая катки. Кстати, о катках. Внутренняя амортизация катков и политика облегчения сыграли с ними аналогичную шутку, динамических нагрузок они не держали. При неплохой динамике катки были не меньшим расходным материалом. Как и сверхпрогрессивные гусеницы...

Плюс еще один фактор, о котором часто забывают. Конструкция подвески Т-64 облегчает ремонт себя же, но ценой снижения защиты борта. Тяжелый каток Т-72 неплохо защищает борт, чего нельзя сказать о рычагах Т-64.
Справедливо и наблюдение насчет косвенной оценки ходовой. Много ли вы знаете БРЭМ етс. на базе Т-64? Вот и я практически не знаю. Потому что их исчезающе мало по сравнению с созданными на базе Т-72, например. Страшно, знаете ли, кран мостить на это.

«Самое страшное, что по некоторым аспектам эксплуатация Т-64 была сопряжена не просто с трудностями, а с опасностью для жизни экипажа. Степень травматизма и гибели людей на Т-64 была заметно выше, чем на других типах танков». (Мураховский) Причины — спаренный пулемет, направленный в походном положении башни в затылок мехводу, крышка МТО весом в полторы тонны (просто плющила танкистов о двигатель), плохая вентиляция боевого отделения. Последняя была настолько отвратительна, что на первых сериях люди угорали даже при стрельбе из спаренного пулемета.

Еще одна цитата, характеризующая ситуацию вокруг танка.
"Приведем характерную фразу министра обороны А. Гречко, воспроизведенную в записи А. Морозова за 8 июля 1971 г.: «Я приехал по указанию т. Брежнева Л.И., который очень переживает за танк Т-64А. Я ожидал увидеть худшее положение, кустарное производство, а увидел хорошую производственную базу... Я всегда защищал Морозова и его танк, а теперь, по докладам с воинских частей, стал разочаровываться. Заводчане много раз обещали довести машину и двигатель, но своих обещаний не выполняли. Я, как коммунист, не могу принимать плохие танки. Приемка танков на заводе была остановлена. Как Министр обороны, я отвечаю за вооруженные силы и поступить иначе не мог. Мы никаких сверхъестественных требований к танку не предъявляем. Для двигателя нужен ресурс 300 моточасов, а для танка — 3000 км пробега. Боекомплект 37 снарядов мало, но мы соглашаемся пока и с этим. Испытания 10 КН, по докладу наших людей, прошли неважно. Поэтому в западных дивизиях я снял с вооружения танк Т-64А. Во время марша танковой дивизии на 400 км отказал только один танк Т-62. Пересмотрите все свои возможности по увеличению надежности. Не ставлю перед испытаниями какие-то особые условия. К 01.08.71. танки Т-64 перевести в учебно-боевой парк, пусть армия скажет: исправил завод свои недостатки или нет». Аналогичное событие произошло и в 1973 г.: «Как и ожидали, с начала года военные остановили приемку по двигателю и машине, набрали кучу вопросов» — пишет Морозов. Кризис 1949 г. повторился в точности, но в гораздо больших масштабах. Естественно, что даже в угрожающих условиях отставания от НАТО военные не могли допустить такие танки на передний край потенциального конфликта. "

Т.е. даже при сверхлояльном отношении к ХКБМ военные дважды вынужденны были замораживать приемку! А требование 300 моточасов меня просто шокировало, В-2 в 43-м больше работал, извините.

Это чудо в реале стало на вооружение передовых группировок только в 1976 году. И, видимо, «выдающиеся» боевые и эксплуатационные качества были так впечатляющи, что шило вылезло из мешка, буквально несколько лет хватило, чтобы Т-64 начали менять на Т-80. А Т-64 поехали через всю страну в Узбекистаны, на ташкентские фронты.

Можно сказать, что вариантов не было. Это не так, был тагильский объект 167М и модификации. В своих воспоминаниях бывший главный конструктор КБ Уралвагонзавода Л.Н.Карцев так описал заключение Ф.Р.Козлова по данному вопросу: «Конечно, «Объект 167» лучше Т-62, но мы примем на производство более совершенный танк, «Объект 432». Передайте мою благодарность коллективу конструкторского бюро». С чего вдруг 432 стал более совершенным, кто провел сравнительные испытания? Да никто, их просто не дали провести. При том, что тот же автомат заряжания и прочие наработки этого проекта крыли Т-64 как бык овцу.

Еще небольшая цитата из Карцева: «5 ноября 1967 года на Уралвагонзавод впервые прибыл министр оборонной промышленности С.А.Зверев. Будучи в течение двух лет в этой должности, он все внимание уделял созданию нового танка в Харькове и часто ездил на завод им.В.А.Малышева, помогая предприятию как инженер и администратор. Во второй половине дня ему показали танк Т-62 со 125-мм пушкой. Автомат заряжания ему понравился, и он предложил установить его на харьковский танк. Мы согласились это сделать только при одновременной установке челябинского двигателя В-46 (модификация дизеля В-26) с танка «Объект 167». Зверев это предложение одобрил и прислал для переделки шесть харьковских танков, которые в течение двух лет были переделаны и испытаны в различных условиях. Все узлы и механизмы работали удовлетворительно, кроме харьковской ходовой части. На последующие образцы была установлена ходовая часть машины «Объект 167». Этот танк стал называться об. 172»

Всего выпуск Т-64 разных модификаций оценивают в 10 700 (десять тысяч семьсот) штук. Страшно представить, чего это стоило стране.

Запись опубликована Коллайдер, просто коллайдер.Вы можете оставить комментарии здесь или тут

Tags: Техническое
Subscribe

  • Парадное

    Донецк, сегодня.…

  • Понедельничное

    С понедельником вас, мои маленькие любители ржавого железа. Запись опубликована Large Hadron Collider (LHC).Вы можете оставить комментарии…

  • Всемирно-торговое

    Американский концерн Boeing получал незаконные государственные субсидии на по меньшей мере $5,3 млрд, заявила в четверг Всемирная торговая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Парадное

    Донецк, сегодня.…

  • Понедельничное

    С понедельником вас, мои маленькие любители ржавого железа. Запись опубликована Large Hadron Collider (LHC).Вы можете оставить комментарии…

  • Всемирно-торговое

    Американский концерн Boeing получал незаконные государственные субсидии на по меньшей мере $5,3 млрд, заявила в четверг Всемирная торговая…