Что всегда радует в заупокойных истериках — так это сам факт существования таковых.
Конечно, в границах семьи это мероприятие почти неизбежно на любых похоронах, но мне сейчас интересны более масштабные явления. Если присмотреться, то история общественных посмертных камланий очень и очень приличная, в масштабах социума обильные заупокойные речи случаются буквально при каждой сколько-нибудь заметной смерти. Более того, отправление культа надгробных причитаний (независимо от знака, сейчас не суть) в рамках таких наблюдений может даже показаться одним из столпов общества. И уж точно такое поведение воспитывается и поощряется общественными институтами.
Если вспомнить тот же Советский Союз, то там это мероприятие было заложено буквально в самое основание государства, в самую сердцевинку. Редкий советский человек не посетил мавзолей, а слоган «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» не запомнил только слепо-глухо-немой капитан дальнего плавания. И как только культ стал выдыхаться — выдохлось и государство.
Новое поколение, не выхватившее мавзолея, активно принялось замещать недостаток культа в крови всеми подвернувшимися под руку способами. И уже исписанные стены «Цой жыф!» намекали нам не один год, что в стране большая напряженка с выходом накопившегося напряжения в этом вопросе.
В сущности, у такого рода поведения довольно сложные и запутанные личностные мотивации. Тут вам и страх собственной смерти в инверсионном виде «ура, не я!». И жажда славы, побуждающая откусить кусочек чужой. И традиционное «подтолкни падающего» в своей крайней, максимально безопасной для подталкивающего версии. И еще масса всякого, делающего сей коктейль весьма соблазнительным даже для стойких духом самураев.
С другой стороны, уйти без помпы — вполне себе страх для публичной персоны, заточенной на получение внимания к себе. А ну как развеют пепел по Гангу и забудут, сцуки? Потому маховик камланий раскручивается в первую очередь людьми подобными умершей знаменитости. Подобными в плане ориентации на обильное внимание, не подумайте плохого.
В итоге имеем периодические всплески активности, по счастию — самозатухающие. И тут большой вопрос, что лучше: канализировать потребность людей в такого рода мероприятиях с помощью одного большого официозного культа или же наблюдать за маленькими нерегулируемыми культиками.
Понятно, что в настоящий момент государство чересчур слабо для порождения качественного мифа с покойником. Оно даже идеологию внятную породить не в состоянии ныне, не то, что тонкие иррациональные материи. Но в будущем — почему нет? Как минимум один плюс в едином государственном культе надгробных камланий очевиден, а именно радикальное снижение общего уровня шума. Пришли, погомонили согласованными слоганами в специально оборудованном месте строго по расписанию и по домам, к семье и детям.
Originally published at Large Hadron Collider (LHC). You can comment here or there.