К вопросу о рекордных американских добычах газа из сланцевых месторождений.
При операциях ГРП часть воды, закачанной в пласт, отбирают обратно погружными насосами. Примерно 30–50 % воды остается под землей. Если в пласте осталось 1200 т воды с песком, то земная поверхность площадью 64 га (зона дренирования скважины) должна приподняться на величину 2,2 мм. За год (после трех ГРП) она поднимется на 6,6 мм, за 5 лет — на 3,3 см, а при сетке 16 га/скв. — на 13,2 см. Эти процессы будут концентрироваться вдоль горизонтального ствола и начала трещин разрыва. На других же участках может происходить оседание пород за счет изъятия метанового газа. В результате могут произойти техногенные подвижки различных участков пласта размером в десятки сантиметров. Возможные последствия таких процессов — мощные оползни в расположенных выше глинистых отложениях.
Снижение давления в неглубоко залегающих пластах постепенно приводит к перераспределению в них напряжений, подвижкам и даже техногенным землетрясениям силой 2–3 балла. Однако главной экологической проблемой сланцевого газа являются совсем не просадки пород, а загрязнение растворами для ГРП водоносных пластов.
В плотных скальных породах развитие трещин разрыва очень сильно зависит от естественной трещиноватости. Трещины разрыва (их длина достигает 150 м) могут распространяться в вышележащие пласты. Более того, эти операции почти всегда сопровождаются притоком посторонних вод из вышележащих горизонтов. В случае газовой залежи в результате будет происходить либо загрязнение подземных вод закачиваемой жидкостью, либо поступление в них сланцевого газа, который обнаружится в артезианских скважинах.
«Natural gas is good», ага. Все бы ничего, но Техас — отнюдь не Аляска и не пустыня Невада, не самое пустынное место.
UPD: Короткое притчо по поводу.
Инженер Чжа Вынь спросил:
– Следует ли при защите информации стремиться к возмездию? Или мы должны использовать только пассивную защиту?
– Смотря, кто противник, – ответил Учитель. – Если тебя кусает комар, его следует прихлопнуть. Если на тебя капает дождь, следует прикрыться зонтом.
– Я понял. Во многих случаях инцидент безопасности – это стихийная сила. И в нём никто не виноват.
Инь Фу Во покачал головой:
– Не совсем. В том, что пошёл дождь, действительно никто не виноват. Но если случилось землетрясение, и разрушилось здание, которое должно было устоять, то здесь есть виноватый. И его накажут.
Чжа Вынь ушёл в задумчивости.
Запись опубликована Large Hadron Collider (LHC).Вы можете оставить комментарии здесь или тут