Почитал измения к закону об оружии и хочу сказать пару общих слов.
Был такой дядька, Айртон Сенна. Папка в четыре года посадил его в детский карт и он пугал соседей, гоняя по семейной латифундии. Подростком гонялся в соревнованиях по картингу и потихоньку вырос до, на мой взгляд, самого талантливого гонщика формулы 1. Картинг вообще в некотором смысле путь к упеху в формуле, Миша Шумахер тоже начинал с картов, не брезговал ими и Ники Лауда, позже пересевший в маленькую тарантайку формулы «мини».
А еще был такой дядька как Яковлев А.С. Его ныне поругивают, иногда справедливо, иногда нет... Интересно, что начинал дядька с авиамоделизма, строил планеры и прочую мелкую фигню, подрабатывая мотористом. Первый его самолет построен под мотор по нынешним временам – полтора «запорожца» или одна «копейка») и был это классический представитель малой авиации, между прочим.
Сикорского в основном хвалят, иногда справедливо, иногда не очень. Он был слишком неординарен, потому свое восхождение начал с простейших вертолетов и аэросаней. Королевым восхищаются и есть за что. Начинал путь к звездам дядька с тех же планеров (не хуже яковлевских, к слову) и модели ракеты весом 19 килограмм. Да, по нынешним временам это именно ракетомоделизм, не больше.
Что тут удивительного, скажете вы, всякое восхождение постепенно, Конфуций и все такое. И будете правы и одновременно не правы. Действительно, профи растет от простого к сложному, но это недостаточное условие.
Если мы посмотрим на картинг, то дело не только и не столько в его простоте, сколько в следствии – дешевизне. Это самый дешевый автоспорт (до определенного уровня, конечно), который обеспечивает привлечение большого количества спортсменов и их первоначальную селекцию. Способные так или иначе переходят в менее массовые и более дорогие национальные формулы и так до вершин в виде чемпионатов по ралли, «инди» или формулы-1.
Яковлев и Королев не просто так с бодуна занялись планеризмом, который тоже самый дешевый и самый массовый авиационный спорт в классическом понимании (да, я знаю про дельтапланы и парапланы, но в 20-х был некоторый дефицит майлара и дакрона, знаете ли). Существовало вполне оформленное и организованное комсомольское движение, направленное на развитие планеризма, ОСОАВИАХИМ, постановления партии и правительства етс.
Все они были направлены прежде всего на привлечение максимально возможного количества граждан в авиационную отрасль и именно из них выросли конструкторы, летчики и, как видите, даже ракетчики. И известные всем сегодня фамилии в 20-х были одними из десятков и сотен тысяч, не больше. Массовость и селекция – это ключ, без которого путь только в никуда.
Глупо надеяться вложить пару миллиардов в наукоград и резко продвинуть науку, если толпы абитуриентов ломятся на юристов и маркетологов. Бессмысленно рассуждать о космосе или авиации сейчас, писать гневные книги и вспоминать о достижениях СССР. Что можно сделать – пойти с ребенком в поле и запустить модель ракеты на селитре и активированном угле или планер. А лучше возьмите его с друзьями и это будет прекрасный вклад в космическое будущее.
Бессмысленно рассуждать о прискорбном падении качества продукции русских оружейников – нет должной массовости. И не надо кивать на армию и милицию, качество стрелковой подготовки срочников и милиционеров вполне доходчиво говорит о количестве совершенных за время службы выстрелов. Будет у каждого третьего взрослого мужика еженедельный настрел хотя бы несколько десятков выстрелов – вы сами удивитесь, как вырастет качество продукции.
Но есть и некий позитив. Допустим, с автомобилями у меня уже не осталось сомнений, что Рубикон перейден и движение возможно только вперед. Массовость любительского автомобилизма достигла нужной степени, превратилась в самоподдерживающуюся реакцию и активно прессует русский автопром. И спасибо ВАЗу за это, 700 тысяч тазиков в год сделали свое чорное дело и не оставили никакого реального выбора промышленности – машины надо делать и делать надо хорошо.
Да и сложно уже делать плохо при таком разнообразии на рынке и на дороге. Не смейтесь, я серьезно. Те же рабочие ВАЗа – они же не в вакууме информационном сидят в противоатомном убежище. По улицам ездят красивые и разнообразные повозки, периодически они и сами катаются на каком фольксе или тоете… Волей-неволей и рабочие, и конструкторы, и даже дизайнеры задумываются о соответствии своей продукции нынешним требованиям. В такой обстановке уже крайне тяжело лепить пластиковые «клювы» на передок восьмерки или извращаться иным способом, руки сборщика сами оторвут уродскую деталь и опустят на голову дизайнеру.
Еще раз. Если мы хотим развитой авиапромышленности – надо делать планеры и малую авиацию, обеспечивая сессной любого мало-мальски заинтересовавшегося. Если мы хотим приличного оружейного производства – «ворошиловские стрелки», либерализация обращения оружия и пропаганда стрелкового спорта. Если мы хотим нормального судостроения, у нас не должно быть города без яхт-клуба. Если мы хотим нормального кино, то вспоминаем недавний список произведенного за 1976 год в СССР. Если мы хотим гордиться политиками и политикой…
Вот тут я остановлюсь, пожалуй. Извините за внимание.
PS: За детективы и фантастику я тоже спокоен, ггг.
Запись опубликована Large Hadron Collider (LHC).Вы можете оставить комментарии здесь или тут