andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Экранопланное

Экранопланы выгодно отличаются от обычных кораблей тем, что способны развивать скорость до 250 узлов (460 километров в час), а их перемещение практически не ограничено — моря, реки, болотистая местность, снега, льды и даже суша способны служить для создания «экрана». Кроме того, в отличие от самолетов, экранопланы более живучи, экономичны и способны принимать на борт большие по массе грузы. При этом такие аппараты не нуждаются в береговой инфраструктуре — для посадки им достаточно иметь лишь подходящую по размерам акваторию или участок суши.

Потому немного букофф по теме.


Иногда меня поражает способность творческих личностей сравнивать теплое с мягким и генерировать невероятное удельное количество ляпов. В приведенной цитате я даже не сразу возьмусь правильно посчитать глупости, потому напишу вообще пралюбов, благо тезисы процитированные ныне распространены.


Первая глобальная проблема сегодняшних текстов про экранопланы в том, что экраноплан по своей сути вообще нифига не корабль, с которым его пытаются сравнить. Да, он обладает положительной плавучестью, неплохо стоит в воде на базе, но перемещается в воде только в начале и конце своего маршрута, совершая взлет и посадку на манер гидросамолета. Это означает, что выгодное отличие экраноплана от корабля по скорости куплено ценой более сложной и дорогой конструкции, большего удельного расхода топлива и прочими незначительными, с точки зрения журналиста, мелочами. По такой логике возили бы мы нефть через океаны на Ил-78 и были бы счастливы выгодным отличием по скорости по сравнению с супер-танкером.


Вторая проблема в растиражированной ремарке про неограниченность применения. Тут немного теории, извините, иначе никак. Как мы уже выяснили, экраноплан по своей сути крокодил, который летает низенько-низенько. Т.е. аппарат тяжелее воздуха, который в крейсерском режиме полностью находится в воздушной среде за счет подъемной силы, генерируемой на несущих плоскостях. В силу использования экранного эффекта несущие плоскости можно сделать меньше, но они все равно есть. Более того, зона действия экранного эффекта достаточно жестко связана со средней аэродинамической хордой крыла — чем она больше, тем выше аппарат может подняться и не потерять устойчивости.


Сие значит, что высота полет того же корабля-макета ака «Каспийский монстр» составляла 3-4 метра, а допустимое волнение не превышало 5 баллов. Замечу, что монстр действительно был монстром, который по массе превзошла только «Мрия». Меньший аппарат будет иметь меньшую плоскость и, соответственно, высота его экрана будет тоже меньше со всеми вытекающими. Реальным ареалом обитания таких машин представляется прибрежная и речная зона в относительно спокойную погоду, деревья и линии электропередач, рельеф местности и прочие внезапно выступающие чуть более, чем на те самые 3-4 метра, неровности делают эксплуатацию скоростных аппаратов невозможной.


Теперь более спорное замечание о живучести. Мысль журналистов понятна — высота полета невелика и полет проходит над бесконечной ВПП, всегда можно сесть буде чего приключится. В связи с этим хочу напомнить, что «Монстра» таки угробили, хотя все как один утверждают об огромном запасе прочности алексеевского птенчика. Проблема тут прежде всего в том, что самолетные навыки управления еще не помогают, а мореходные не помогают уже. Это совершенно отдельный и очень специфичный класс транспортных средств, требующий серьезного подхода к обучению экипажей и исследованию всех возможных летных происшествий с выработкой наставлений, руководств етс.


И если в авиации/мореходке кровью написали уже тысячи и десятки тысяч таких наставлений, то здесь этого просто не произошло в силу очень малого опыта. Попросту не налетали еще миллионы часов, не написали методики испытаний в исследовательских и сертификационных центрах, не сделали еще дикое количество работы. Сегодняшние экземпляры не тиражируются даже на уровне мелких самолетных серий и по факту являются исследовательскими работами. В этом смысле говорить о большей надежности просто грешно, испытатели не поймут-с.


Еще более спорное замечание про экономику процесса. Посмотрите, пожалуйста, на фото агрегата — видите наборчик моторчиков на пилончиках? Для старта экраноплану нужен запас тяги и крайне желателен наддув под нижнюю поверхность. Объяснение простое, большая масса конструкции, да еще в воде разгоняться непросто, плюс профиль крыла потолще... Потому дополнительные по сравнению с обычным самолетом двигатели, поворотные сопла и прочие вытекающие радости в виде выросшей массы и аэродинамического сопротивления. Это один момент насчет повышенной экономичности.


Второй момент тоже требует немного теории. Обратите внимание, как происходит полет самолета даже на короткие(меньше 1000 км) расстояния — взлет, набор 9-10 км, полет в установившемся режиме на этой высоте и снижение. Дело в том, что плотность атмосферы и, соотв., аэродинамическое сопротивление нелинейно убывает с высотой. В итоге забираться на 10 км настолько выгодно, что пренебрегают потерями топлива на набор высоты. А теперь давайте оценим, насколько выгодно летать на высоте 3-4 метра. Да, крыло вроде бы меньше размахом, но не будем забывать про 10 двигателей с их лбами и не самые аэродинамически-оптимальные обводы глиссера.


Еще один момент экономики — инфраструктура. Даже по самым гигантоманским проектам экраноплан все равно остается ближе к самолету. И инфраструктура ему нужна околосамолетная, пассажирская ли, грузовая ли... Важно, что это совсем-совсем не морская инфраструктура! Ее сейчас в портах тупо нет, знаете ли, а сколько стоит построить порт сейчас узнать легко, Сочи у всех на устах.


Суммируя факторы — экономическая сторона мероприятия очень сильно зависит от конкретной реализации конструкции экранолета и капиталовложений в инфраструктуру. Я не утверждаю, что это убыточная штука, но совершенно очевидно, что окупаемость такого рода проектов не измеряется разами за первый год, планировать безубыточность лучше год так на 7-10 проекта, а до этого надо подвозить туда бабло на длинномерах.


И пару слов о военной специфике экранопланов. Честно говоря, военный аспект и раньше лично для меня не выходил за рамки логистики, а сегодня это просто смешно. Редкий самолет не оснащен РЛС, способной найти цель на фоне земли, за крылатыми ракетами не без успеха гоняются с их малыми эффективными площадями рассеивания, а тут металлическая тушка немалая, с торчащими двигателями... Плюс аваксы, которых сейчас нет только у ленивых. Короче, найдут эту штуку километров за 600 и утопят легко и непринужденно, благо скорость мала и маневренность никакая по самолетным меркам.


Означает ли вышенаписанное, что это тупиковая ветвь и динозавр среди прекрасных млекопитающих? Да вовсе нет, конечно. Просто развивать направление надо здраво, без горлопанства и шапкозакидательства. Экранопланы не панацея от всего и вся, но у них действительно есть своя экологическая ниша, не особо большая, но есть. Это, видимо, те самые речные и прибрежные патрулирования, скоростные грузо-пассажирские перевозки в тех же районах и спасательные операции. Coast Guard на пару с МЧС, короче, могли бы и поддержать отечественного производителя.


Опять же, есть энтузиасты малой авиации, при несколько более простой конструкции и упрощенном же порядке получения лиценции пилота — некоторая часть потенциальных пилотов вполне могли бы отказаться от сесны в пользу швейной машинки Зингера экраноплана. Тем более, что адреналина всяко будет поболее, чем в обычном самолете.


Запись опубликована Large Hadron Collider (LHC).Вы можете оставить комментарии здесь или тут

Tags: Техническое, просто так, рассуждалки
Subscribe

  • Опальное

    Еще помните прекрасную историю со Среднеуральским женским монастырем? Притеснение опального схимонаха, "захват" монастыря силовиками, звыряче…

  • Ядерное

    Пару слов про хроники деградирующей бензоколонки. Небольшая цитата: Энергоблок № 4 с реактором БН-800 Белоярской АЭС включен в сеть и возобновил…

  • Литературное

    Извините, не могу молчать. Участники книжного клуба во Владикавказе подрались во время обсуждения творчества местного писателя Азамата Габуева.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Опальное

    Еще помните прекрасную историю со Среднеуральским женским монастырем? Притеснение опального схимонаха, "захват" монастыря силовиками, звыряче…

  • Ядерное

    Пару слов про хроники деградирующей бензоколонки. Небольшая цитата: Энергоблок № 4 с реактором БН-800 Белоярской АЭС включен в сеть и возобновил…

  • Литературное

    Извините, не могу молчать. Участники книжного клуба во Владикавказе подрались во время обсуждения творчества местного писателя Азамата Габуева.…