andrews_answer (andrews_answer) wrote,
andrews_answer
andrews_answer

Categories:

Талантливое

А не запустить ли серию историй по теме «Как талантливо просрать все»? Историй-то дикое количество, и речь вовсе не о полимерах.
3

Помнится, в свое время была характерная история с Як-30/32. Объективно лучший по техническим и эксплуатационным характеристикам (да и просто очень красивый) самолет был слит советским руководством ради интернациональной дружбы с чешскими словаками и вместо него на вооружение приняли L-29. Но это еще не предел! Чехи хотя бы представили свой проект, который вписывался в отводимую ему нишу.
yak30-4

Значительно веселее было с братьями поляками. В рамках поддержки штанов польской авиапромышленности и польской же национальной гордости на заводы PZL (я знаю, что тавтология!) отправились советские специалисты и оборудование сперва для изготовления крыльев к Миг-15, потом туда передали производство Ми-1, а затем и Ми-2 отправился по накатанной траектории. Не то, что поляки ничего не проектировали, даже наладить производство разработанного вертолета выезжали советские специалисты, рисовали технологические карты и настраивали поставленное с Союза оборудование.

Понятное дело, что заказами завод тоже обеспечивал СССР. Благодарность братушек выражалась в том, что в вертолетах периодически находили записку типа «молодец, нашел!» «в этом вертолете есть неустранимый дефект, но вы никогда его не найдете!». Разумеется, все это время Ми-2 отсвечивал на польских стендах авиасалонов как доказательство неуклонно возрастающей мощи польских рукодельников.

В 1992 году Ми-2 сняли с производства. Кляти москали не заказывали более вертолеты, а распростертые европейские объятия не предполагали никаких благородных жестов. Завод в Свиднике попытался продавать вертолет «Кания» (эдакий Ми-2 под два Allison 250-C20B), потом соорудил еще один вариант «Сокол». Ни тот, ни другой продать в товарных количествах не удалось, потому заказ Agusta на штамповку корпусов для А.109 (вполне себе аналог Ми-2, только дороже) приняли с неиллюзорной радостью. Тем и жили до января нынешнего года, пока AgustaWestland не стала владельцем PZL-SWIDNIK.

Какие перспективы у поляков? Да, собственно, никакие — штамповку аллюминия никто у них отбирать не будет, а технологическая возможность для полного цикла изготовления самолетов и вертолетов уже утрачена естественным путем. Особо умных или уже погнали, или сократят в ближайшем будущем, останутся европейские китайцы, подсовывающие лист металла под пресс за мелкий прайс.

А Ми-2 реально жалко. Перспективная машина, которой не повезло с производителем. Ее бы доводить до ума, как тот же Во.105, менять двигатели на более правильные, авионику тюнить согласно мировых тенденций и летал бы он еще стопиисят лет на манер Сессны 172-й. Его ведь и так наклепали пять с половиной тысяч штук без особых изменений, а при правильном подходе — жить еще и жить.
mi-2

А теперь дурацкая ситуация. Есть порядка тысячи машин на территории РФ, еще несколько сотен в ближнем зарубежье. Не все вылетали ресурс, машины требуют обслуги, продления ресурса, ремонтов, но заниматься этим практически некому. Agustе надо освобождать рынок под себя, поляки просрали свои полимеры, а в бывшем Союзе периодически появляются рекламные тексты про новый консорциум, который даст вторую жизнь и прочее бла-бла-бла без реального выхлопа.

Да и покупателей можно понять, покупать снятый с производства вертолет как-то... Конечно, Bell 206 70-х и сегодняшний — это два совсем разных вертолета, но психология есть психология, пусть хоть силует будет слегка похожим и человек уже не будет шарахаться от товара, фаза испуга неизвестным товаром пройдет легче или просто испарится в небытие.

Что до европейского пути, то это такой общий сценарий для братушек, которых Союз подтягивал технологически за уши политические кунштюки. Абсолютно бесполезное занятие не только с точки зрения подтягивающего, но и с точки зрения тотального альтруизма — люди не научились ни делать, ни проектировать, ни даже продавать, зато психологических комплексов огребли в количествах.

Про средних азиатов наших напишу на следующей недельке, тоже душеспасительно местами.

Tags: Техническое, просто так, рассуждалки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Автомобильчиковое

    Просто такЪ. И ещё один инновационный мобиль.

  • Гениальное

    Признаться, первый раз вижу это видео. Наверное, лучше бы и не видеть дальше. Зачем вообще эту тему педалировать - даже не представляю. Девочка…

  • Учебное

    Просто такЪ.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments