Помните ли вы 1989 год? Ельцин и Сахаров в ВС СССР, куча документов о реабилитации сотен миллионов незаконно репрессированных, прибалтийский парад независимостей и объявлений новых государственных языков, Армения тоже машет суверенитетом, грузины предпринимают первый поход на осетин, а в Ферганской долине прореживают месхетинцев, утоп «Комсомолец» и Квочур успел выпрыгнуть из Миг-29 в Париже, шоковая терапия в Польше и «Интердевочка» на экранах. Горби носится по свету как ужаленный, но уже и ежику ясно, что он
Ладно, допустим 1989 не задался, хотя он был более чем красноречив. Но 1990? 1991-й?! И так вплоть до 1999 года. Более трудных лет в истории России просто не было после 1942. К чему я это все. А дело в том, что все это время туполевцы героически клепали Ту-334, новый ближнемагистральный самолет. Вот как в 1989 году начали, так в 1999 и полетел первый раз. 10 гребаных лет граждане пропихивали абсолютно новый проект, новый от двигателей до системы канализации, просили финансирования, делали громкие обещания етс. И так и не смогли никому ничего продать. В этом году самолет даже не включили в программу господдержки ГА, умерла так умерла.
Вот представляю я себе тот же 1942 год, например. Кругом кровь, смерть и нечеловеческое напряжение страны в борьбе за свою жизнь. И тот же Туполев, вместо активного клепания Ту-2, вырисовывающий своего собственного, полностью нового конкурента DC-3. Вот не глянулся типа ему DC-3 и захотелось своего, особенного.
Или вообще другая аналогия. Гражданин некий среднепотолочный. С работой у него не гуд, в вынужденном отпуске без содержания, подрабатывает сторожем на стройке. Жена ушла и требует алиментов регулярно. Но гражданин еще в хорошие времена начал строить особнячок в три уровня и останавливаться не намерен. Вот уже и машину продал, ездит на свою стройку маршруткой, но, сцуко, три уровня как забил в проект, так и выводит. С эркерами и прочими фигульками. И кирпичом лицевым обязательно и наружу, и внутрь, а ступеньки из мрамора и не меньше.
Ну бред же, форменный бред как есть! В такое время — кто его будет покупать, кто на нем будет летать, где взять на новый самолет денег, наконец? Полная оторванность от потребителя, какой-то сферический вакуум, в котором сидят прекраснодушные конструкторы и клепают свой гениальный продукт.
Самое смешное, что решительно не понятно, чего именно хотели достичь-то? Допустим, повышенной топливной эффективности. Да, действительно, 22 грамма на пассажиро-километр это приличный результат. Но ведь еще в 80-е была программа по достижению 25 грамм на Ту-134Б. Модернизировали двигатели, крыло, планер по мелочам. Но в целом производственная оснастка сохранялась, можно было тюнить 134 постепенно и вообще очень малой кровью как для производства, так и для эксплуатанта. Чего достиг бы Ту-134 с Д-436? Очень подозреваю, что топлива уходило бы ровно столько же, сколько на Ту-334.
Не любят у нас доводить машины. Рубать топором очень любят, рвать на куски тоже, а доводить — неа, не барское это дело. Эйрбасу не западло двигатели менять и подстругивать напильничком самолеты, про Боинг и речи нет, выжимают последнее с конструкции по принципу «кисонька, ну еще капельку», эмбрайер с CRJ на удлинении фюзеляжа дикие миллионы зарабатывают... А нам хрен по деревне, последние штаны с народа и завода снимем, но широкофюзеляжный ближнемагистральник построим.
Да, понимаю, с высоты типа как виднее. Но всегда можно было остановить это затратное самоубийство в 1990 или 1992. Но нет, с маниакальным упорством прогнали полный цикл разработки и постановки на пр-во (разве только с сертификацией не задалось), а только потом пристрелили, чтоб не мучался.
Такую бы настырность, да в мирное русло.